Государственная Дума во вторник приняла во втором чтении законопроект, который не только запрещает иностранцам хоть как-то финансировать выборы в России, но и ставит под вопрос способы финансирования избирательных компаний, которые в последнее время выработала российская оппозиция. Изначально президентский законопроект подвергся сильным правкам перед вторым чтением — в итоге за него проголосовали ЕР, КПРФ и СР, а депутаты от ЛДПР не стали участвовать в голосовании.
До вступления документа в силу ему необходимо пройти третье чтение в Государственной Думе, а также получить одобрение Совета Федерации и президента — но почти нет сомнений в том, что все этапы будут пройдены успешно.
Законопроект вносит несколько десятков правок в законы о партиях, о выборах различных уровней, а также в Кодекс об административных правонарушениях. После вступления документа в силу партиям будет запрещено принимать пожертвования от некоммерческих организаций — иностранных агентов, а самим «агентам» вести хоть какую-то деятельность, связанную с выборами. Законопроект запрещает партиям любые сделки с иностранными гражданами и организациями, специально прописан запрет на получение финансирования партиями и кандидатами через посредников.
Сейчас закон со всей строгостью регулирует только финансирование партий во время избирательной кампании. За использование денег в обход официального избирательного фонда предусмотрено снятие партии или кандидата с дистанции. Существуют правила, регулирующие финансирование и в повседневной жизни: Закон о политических партиях запрещает получать деньги от иностранных юридических и физических лиц, а также государств, международных организаций и общественных движений. Партиям даже нельзя получать средства от российских компаний, более 30% уставного капитала которых так или иначе принадлежат иностранцам. Наказания за эти нарушения, однако, отдельно прописаны не были.
Изначально президент предлагал ввести в КоАП четыре новые статьи, которые предусматривали наказания в виде предупреждений и штрафов для партий, нарушающих порядок финансирования. Причем штрафы были чисто символическими — за нарушение сроков сдачи финансового отчета 2-2,5 тысячи, за незаконное использование средств — до 20 тысяч. Также предполагался штраф для россиянина, который незаконно поддержал партию — до 1,5 тысяч рублей. Парламентарии в каждом случае увеличили наказания на порядок.
Более того, депутаты решили запретить политическим партиям заключать сделки с «иностранными юрлицами; иностранными гражданами; международными организациями и международными общественными движениями; некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента; российскими юрлицами, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30%». Фактически это ограничивает присутствие западных политтехнологов на российском рынке.
Однако самая неоднозначная новация — это запрет на использование посредников при финансировании избирательных компаний. Фактически эта поправка в законодательство запрещает схему, которая была использована Алексеем Навальным во время выборов столичного мэра в 2013 году.
Летом 2013 года, напомним, Алексей Навальный выдвигался на пост столичного градоначальника и для этого разверну крупную фандрайзинговую компанию. Оппозиционный политик не слишком рассчитывал на то, что его будет поддерживать крупный бизнес, он надеялся, что деньги будут давать его сторонники, но для этого необходим был инструмент, с помощью которого они могли бы пожертвовать ему деньги.
Самый официальный, он же самый сложный способ — пойти в Сбербанк и сделать перевод через главный банк страны. Понятно, что не всем хочется терять время на посещение ближайшего отделения Сбербанка, выстаивание в очереди, заполнение платежной квитанции и т. д. Намного проще собирать деньги через различные интернет-кошельки, но юристы Навального опасалась, что избирательная комиссия мгновенно забракует этот способ сбора денег.
В итоге была выстроена достаточно сложная схема с посредниками. Вначале какой-то сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Навального шел в Сбербанк и клал на его избирательный счет миллион рублей — максимально допустимое по закону пожертвование от одного физического лица. Затем сторонники Навального присылали деньги этому сотруднику ФБК через системы Яндекс.Деньги, возмещая таким образом траты. После того, как на счету накапливался миллион, в Сбербанк шел другой сотрудник ФБК, который клал на избирательный счет уже свои деньги.
В итоге Навальному удавалось собрать за день более 5 миллионов рублей, а общий бюджет его кампании превысил 100 млн рублей — этот рекорд пока не побит никем в российской политике.
В принципе, прокуратура и сейчас имеет претензии к сотрудникам Навального из-за примененной схемы финансирования его кампании: следователи считают, что деньги, которые были переведены к ним на кошельки, были похищены. Однако избирательная комиссия к придуманной схеме никаких претензий не имеет. И только после принятия нового закона она окажется полностью нелегальной.
Впрочем, практика показала, что при большом желании сторонники могут финансировать своего кандидата и через банковские переводы: Максим Кац, который претендовал на место в Мосгордуме, собрал на свою кампанию более 10 миллионов рублей, хотя Яндекс.Деньги в какой-то момент переводы просто заблокировали.
В конечном счете многочисленные запреты и ограничения отлично работают в спокойном политическом поле — при прочих равных условиях лишний раз нарушать закон никто не хочет. Но практика показала, что если даже самый оппозиционный кандидат имеет огромную поддержку среди граждан, то они найдут способы взаимодействия, в том числе и финансового.