Единороссы говорят, что отказываются от тактики «паровозов» и даже административного ресурса вообще. "Мы меняемся на сегодняшний день. В Новосибирской области сильное региональное отделение, способное провести изменения уже в преддверие выборов, здесь сильная консолидация элиты, и мы надеемся, что именно здесь будут эффективно проведены инновации в партийном строительстве. Это новое технологичное решение", - сказал журналистам в четверг в Новосибирске секретарь президиума Генсовета "Единой России" Вячеслав Володин (цитата по «Интерфаксу»).
По его словам, единороссы отказываются от тактики использования административного ресурса, выдвигая в первую тройку на выборы не губернатора, а других публичных и известных людей, которые работают в регионе.
Володин также заявил, что «"Единая Россия" – партия модернизации, и когда мы говорим об изменениях, мы должны меняться сами». «Самый известный политик в нашем регионе – губернатор Виктор Толоконский. Во главе с ним было бы проще формировать партийную элиту, но единороссы на этот раз изменили подход. Список возглавил его первый заместитель Василий Юрченко. Следом идут мэр Владимир Городецкий и спикер Областного совета Алексей Беспаликов», - цитирует Володина ГТРК «Новосибирск».
Модернизация паровоза
Нынешнее заявление видного партфункционера могло бы означать перемены в партийной политике и переход к более конкурентной модели поведения партий на выборах. Но не означает. По каким-то внутренним причинам Толоконский не решился возглавить список партии, вероятно, его более устраивает статус надпартийного губернатора. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский прокомментировал список благосклонно: "Я думаю, список сделан эффективно. Он способен сегодня создать условия, чтобы все наши кандидаты работали полноценно и эффективно". И заверил, что поддерживает программу «Единой России».
Первый замгубернатора, мэр и спикер облдумы позволяют единороссам использовать чуть модернизированную тактику «паровозов», сделав слоганом кампании, скажем, не «поддержим губернатора», а «поддержим команду губернатора» или «курс Толоконского». Разница получается чисто стилистическая и избирателю не очень видная.
Кроме того, новосибирский губернатор не просто делегировал своего первого зама, он еще и дал старт операции преемник. Он возглавляет область с декабря 1999 года. Полномочия Толоконского истекают весной 2012 года, нынешний срок у него — третий. Будет ли четвертый — большой вопрос, ведь он, по выражению Дмитрия Медведева, «редкое исключение». При высоком рейтинге Толоконского и его не самых сложных отношениях с федеральным центром он вполне способен договориться о мягкой смене власти и провести своего человека на пост губернатора.
Стоят на запасных путях
Единороссов их политические конкуренты — как партию - традиционно упрекают в двух вещах на выборах: в использовании административного ресурса (в том числе тактику «паровозов» и отказ от участия в дебатах. Партийцы традиционно отвечали, что дебатировать им не с кем, а «паровозы» - знак поддержки губернатором их политики и проявление партийной дисциплины (подавляющее большинство губернаторов — члены ЕР). Впрочем, вопрос об участии в дебатах поднимался на уровне партийного руководства и партийцы даже соглашались, мол, дебаты нужны. И даже проводили их с коммунистами, правда, в пробном режиме (см. «Принуждение к спору»).
С паровозами выходит та же история - в других регионах на осенних выборах никто не собирается отказываться от этой тактики. Так. глава Тувы Шолбан Кара-оол возглавил список ЕР, то же самое сделал и его челябинский коллега Михаил Юревич. Что не менее важно для Челябинской области в тройку единороссов вошел Виктор Рашников — основной акционер и многолетний глава «Магнитки», человек крайне популярный в регионе. Для Юревича эти выборы — первые в должности губернатора и поддержка вне областного центра (он бывший мэр Челябинска) ему не помешает.
Да и зачем от нее отказываться, если она себя зарекомендовала прекрасно. Возглавляемый Владимиром Путиным (не член партии) список ЕР набрал рекордные для постсоветской России проценты на выборах в Госдуму. Региональные списки почти повсеместно возглавляли главы регионов. Получается, что ведутся преимущественно «разговоры в пользу оппозиции». А конкретном случае Новосибирска надо было просто объяснить отсутствие губернатора в списке, заодно попеняв конкурентам, что они-то тактики «паровозов и варягов» как раз используют. Вячеслав Володин, правда, запамятовал, что единороссы на этом поприще тоже отличились (См. «Призвание варягов как и профессия»).
Место в системе
В общем виде появление «паровозов» восходит к российской политической культуре, в которой до сих пор царит единоначалие. Второй уровень властной иерархии ближнего круга единовластца, каковой круг и формирует повестку дня, разрабатывает правила игры для элит и инициирует разборки властных кланов. Таким образом формируется то, что еще с 90-х годов в России начали называть «системой сдержек и противовесов». Система эта работает не блестяще, в ее основу заложен конфликт (см. «Обыкновенный феодализм» и «Жареная лошадь клюнула»). Однако она работает.
Фокус в том, что у партий — как институтов, а не брендов или ситуативных объединений групп людей — места в этой системе не обнаруживается. При отсутствии собственного ресурса партии полагаются на ресурс административный, а через него на финансовый (см. также «Тупик оптимизма»). В какой мере партия садится на ресурс — такой результат она и получает. И это относится ко всем без исключения политическим партиям и объединениям.
Административный ресурс, оговоримся, даже применительно к ситуации предвыборной кампании — это не только «паровоз» во главе списка (как это постулирует Вячеслав Володин), но много еще чего. Возможности проведения предвыборных мероприятий (в иных регионах все залы для встреч с избирателями оказываются заняты, когда их пытаются снять неугодные партийцы), размещения рекламы, печати агитационной продукции, разнарядка голосовать за «кого надо» региональным и муниципальным чиновникам, бюджетникам и даже солдатам срочной службы — все это укладывается в административный ресурс. Туда же следует отнести, страшно сказать, манипуляции при подведении итогов голосования и распределение источников финансирования предвыборной кампании. В последнем, впрочем, партии на региональных выборах относительно свободно себя чувствуют, ведь часто находится бизнесмен средней руки, желающий поиграть в политику.
Ресурса в виде поддержки масс или же реального влияния на процесс принятия государственных решений у партий нет. У отдельных функционеров — есть, а у партий «самих по себе» - нет. Поэтому и армия брошенных самой массовой из партий на тушение пожаров была столь невелика, а граждане отказывают политическим партиям в доверии (при этом выступая в целом за расширение числа избираемых должностей и расширение демократических прав). Здесь, как представляется, требуется модернизация политической системы, чтобы изменить положение партий и повысить их роль. Одним предоставлением «равного» доступа к СМИ и даже «правом вносить президенту кандидатуры губернаторов» такое не решается, выходит только имитация процесса и повышение личной политической капитализации отдельных партфункционеров.