Члены Совета Федерации составили «патриотический стоп-лист» из 12 зарубежных некоммерческих организаций, работающих в России. Об этом перед журналистами отчиталась спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Она рассчитывает, что уже в среду, 8 июля, Совет Федерации примет обращение в адрес Генпрокуратуры и Министерства иностранных дел с просьбой заблокировать работу выбранных организаций.
Валентина Матвиенко убеждена, что организации, которые будут в среду названы в Совете Федерации, «подтачивают благополучие российского государства». «Происходит давление на ценности и институты России со стороны иностранных организаций», — заявила она.
Спикер объяснила, что такие НКО финансируются напрямую иностранными правительствами или через государственные фонды. В США, обратила внимание Матвиенко, бюджеты некоторых НКО больше бюджета российского МИДа. «Понятно, что они обслуживают политические интересы спонсоров», — уверена Матвиенко.
Иностранные НКО, отметила Матвиенко, лишь прикрываются словами об укреплении демократии. «По опыту других стран мы видим, что их деятельность направлена на дестабилизацию политической ситуации и подчинение иностранных государств», — заключила она.
В «патриотический стоп-лист», по данным источника РИА Новости, вошли Фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет и Крымская полевая миссия по правам человека.
По словам главы сенатского комитета по международным делам Константина Косачева, Совет Федерации получил предложения по внесению в «патриотический стоп-лист» примерно шести десятков организаций. Из них двадцать предложила Государственная Дума, но все-таки большую часть информации в Совфед пришла из регионов.
Косачева отметил, что в Совете Федерации решили «остановиться на нешироком, но бьющем в цель» перечне. «Мы решили, что поскольку угроза очевидна, откладывать составление "стоп-листа" нельзя», — добавил он.
Константин Косачев, напомним, был первым, кто заявил о формировании в Совете Федерации «патриотического стоп-листа» зарубежных неправительственных организаций, это произошло еще 24 июня. Парламентарий заявил, что список НКО будет составляться совместно с МИДом, Минюстом и другими ведомствами.
На заседании конституционного комитета верхней палаты во вторник, однако, выяснилось, что согласования проходили и с другими инстанциями. Сенатор Андрей Клишас, который представлял проект списка, заявил, что согласовал документ с ФСБ и Генпрокуратурой. «Я разговаривал с Чайкой — он в курсе по этому вопросу, разговаривали с ФСБ — они все в курсе, понимают. Мы со всеми все проговорили, они свою реакцию тоже — с МИДом — они свою часть тоже понимают», — заявил Клишам на той части заседания, которая должна была быть закрытой от журналистов, однако по какой-то причине, пишет РБК, трансляция для прессы была все-таки продолжена.
Также на Андрей Клишас попросил коллег поставить вопрос о «патриотическом стоп-листе» в начало заседания, чтобы это событие «попало в утренние новостные обзоры» телеканалов. По его словам, «тема важная, деликатная, может быть, не всем комфортная, но это достаточно важный вопрос, который мы должны отработать».
Напомним, президент Владимир Путин подписал «закон о нежелательных организациях» 23 мая. Согласно этому документу, генеральный прокурор или его заместители могут руководствуясь лишь данными правоохранительных органов, без суда, закрыть любую иностранную или международную неправительственную организацию. Свое решение Генеральная прокуратура, согласно закону, должна согласовывать с МИДом, но точная процедура никак не расписана.
После того, как решение Генеральной прокуратуры будет опубликовано на сайте Минюста, вступает в силу запрет на работу иностранной НКО в России, закрываются все ее отделения, замораживаются счета, банкам становится запрещено сотрудничать с такими организациями, запрещается проводить публичные мероприятия, а также хранить и распространять материалы.
Руководителей и сотрудников «нежелательной организации» в случае продолжения работы может ожидать административная и даже уголовная ответственность. Простым гражданам грозит штраф до 15 тысяч рублей, должностным лицам — до 50 тысяч, организациям — до 100 тысяч. Если уголовное дело возбудят за многократное нарушение, в этом случае размер штрафа доходит до 500 тысяч рублей, также возможно наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет. Отменить статус «нежелательной организации» можно через суд, либо Генпрокуратура сама решит, что обстоятельства по какой-либо причине изменились.
В законе основания для признания организации нежелательной описаны крайне туманно: это должны быть иностранные НКО, «представляющие угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства».
В целом закон «о нежелательных организациях» подобен закону «об иностранных агентах», но с двумя важными отличиями: во-первых, под него попадают иностранные, а не российские НКО, а во-вторых, в нем прямо прописаны политические основания для запрета на работу организации. Статус «иностранного агента», согласно закону, дать не так легко: необходимо доказать, что организация получает иностранное финансирование и занимается политикой — впрочем, последняя норма толкуется Минюстом достаточно свободно.
Так, например, иностранным агентом стал фонд «Династия», который финансировал образовательные и научные программы. Минюст счел, что деньги его основателя Дмитрия Зимина, которые тот перевел в Россию из-за границы, имеют иностранное происхождение, а политикой назвал сотрудничество с фондом «Либеральная миссия», в его деятельности Минюсту не понравились семинары, их сочли публичными политическими мероприятиями.
Также иностранным агентом стала Московская школа гражданского просвещения (бывшая Московская школа политических исследований), среди выпускников которой значится, например, глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая. Несмотря на чисто образовательную деятельность организации, в Минюсте посчитали, что она занимается политикой и на этом основании включили ее в реестр иностранных агентов.
Теперь, очевидно, Россию ждет вал появления «нежелательных организаций» на территории страны. Остается лишь понять, зачем на этот раз Совет Федерации решил самостоятельно дать ход реализации нового закона — ранее этим занималась Генпрокуратура. Причем в случае с «законом об иностранных агентах» надзорный орган не решился начинать сразу с крупных и известных НКО, первыми в реестр попали небольшие региональные организации. Тут тактика сенаторов отличается, они решили начать со знаковых НКО.