Во вторник вечером Таганский районный суд Москвы удовлетворил ходатайства полиции и арестовал Петра Павленского по делу о вандализме, которое было возбуждено после поджога им двери в здании ФСБ на Лубянской площади. Заседание суда художник использовал для того, чтобы развернуть представление о своей акции.
Адвокат Павленского Ольга Чавдар просила суд отправить ее доверителя под домашний арест, чтобы он мог ухаживать за своими маленькими детьми, или отпустить его под залог в миллион рублей. При этом адвокат заявила, что, по ее мнению, с обвиняемого можно просто взять подписку о невыезде.
«Павленский добровольно сдался властям как основным ценителям его акции», — отметила защитник. Она заявила, что действия Павленского нельзя квалифицировать как уголовное преступление, так как они являются актом творчества, который, к тому же, не причинил никому вреда. «Для художника неприемлема никакая квалификация. Он пропагандирует в своих акциях право на свободу творчества и мысли, право на самореализацию. Он никогда не призывал ни к какой ненависти или экстремизму», — заявила Чавдар.
Судью Марину Орлову эти достаточно нестандартные аргументу не убедили, и Павленский все-таки был отправлен в изолятор.
При этом Павленский использовал слушания об избрании ему меры пресечения как трибуну. «Мне очень льстит формулировка в уголовной статье — "по мотиву идеологической ненависти". Странно испытывать другое отношение к этой организации — организации палачей на Лубянке, которая держит в страхе 146 миллионов человек», — заявил Павелнский.
«Я требую, чтобы мне предъявили обвинение в терроризме», — обратился он к судье. Художник заявил, что совершил свою акцию из-за того, что осуждает ФСБ за фабрикацию уголовных дел о терроризме. «Люди поджигали урны, а их обвинили в терроризме. По этой логике и мне нужно предъявить это обвинение», — пояснял он.
Сейчас Павленский подозревается в вандализме по мотивам идеологической ненависти (ч.2 ст.214 Уголовного кодекса, до трех лет лишения свободы).
«И пока мое требование не будет выполнено, я объявляю обет молчания», — заявил он и с того момента перестал реагировать на любые слова судьи.
Таким образом Павленский связал свою акцию с Олегом Сенцовым и Александром Кольченко, которые приговорены к 20 и 10 годам колонии строго режима.
Согласно обвинительному заключению суда, Сенцов и Кольченко совершили поджоги офисов «Русской общины Крыма» и местного отделения партии «Единая Россия», а также пытались организовать 9 мая 2014 года взрывы памятника Ленину и мемориала «Вечный огонь» в Симферополе.
Таким образом Петр Павленский явно «пошел на обострение». Если до его речи на суде считалось, что он свою акцию совершил и теперь нужно ждать реакции на нее общества и государственных институтов, то теперь понятно, что он готов продолжать и дальше, заставляя следствие и суд разбираться в неудобных для них темах.