Уже в сентябре федеральное правительство может принять решение о ликвидации накопительного компонента российской пенсионной системы. Об этом заявила ответственная за социальный блок вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, окончательное решение необходимо принять достаточно быстро, до начала обсуждения бюджета в Госдуме. При этом, по словам Голодец, вместо обязательного накопительного компонента государство может начать стимулировать граждан откладывать на старость добровольно.
Решение об отказе от накопительной пенсии поддержано, по сведениям высокопоставленного источника ИТАР-ТАСС в социальном блоке правительства, «на самом верху». Уже в ближайший месяц оно будет дано на проработку ведомствам финансово-экономического блока. В тоже время собеседник «Ведомостей» в правительстве заявил, что решение еще не принято, пока что только идет обсуждение.
Напомним, накопительный компонент в пенсионных отчислениях россиян появился только в 2002 году — тогда пенсионная реформа была лишь одним из либеральных преобразований «раннего Путина».
Суть накопительной пенсии не сильно отличается от банковского вклада. Человек откладывает определенную часть своего заработка в пенсионный фонд, которые вкладывает эти деньги в различные финансовые инструменты и получает прибыль. После выхода на пенсию человек начинает получать не только отложенные деньги, но набежавшие за многие годы проценты.
Так как таким образом бессмысленно начинать откладывать на старость за несколько лет до выхода на пенсию, инвестиции не успеют принести заметный доход, было решено, что на накопительную пенсию будут идти налоги только тех, кто родился после 1967 года (женщины этого года рождения выходят на пенсию в 2022, а мужчины — в 2027).
При этом отказаться от распределительной пенсионной системы правительство в начале 2000-х не решилось. Смысл этой системы, которую также называют солидарной, в том, что пенсия пожилым людям выплачивается из отчислений, которые делают ныне работающие граждане. Молодые, в свою очередь, в зависимости от размера отчислений могут рассчитывать на то, что будут получать большую или меньшую пенсию в будущем.
Иными словами, солидарная пенсионная система предполагает вечный заем у будущего поколения, ведь каждый пенсионер живет не на собственные средства, а на средства работающих людей, которые моложе его.
Поэтому солидарная пенсия напоминает бомбу замедленного действия: во время демографического взрыва на одного пенсионера приходится несколько работников, а после второго демографического перехода это соотношение постепенно снижается. Например, на Украине количество работников и пенсионеров уже сравнялось, а в России это произойдет около 2040 года. Когда на одну пенсию «скидываются» несколько работников, для них это не слишком тяжело. Если же каждый работающий гражданин будет обеспечивать и себя, и еще одного пенсионера (а еще, вероятно, своего ребенка), жизнь станет не такой простой.
Способов спастись от пенсионной катастрофы несколько. Можно поднять пенсионный возраст, сторонником этой идеи, например, является бывший министр финансов Алексей Кудрин. Причем не обязательно менять закрепленные в законе планки в 55 и 60 лет. Можно отменить некоторое количество досрочных пенсий, а также стимулировать граждан продолжать работать и после наступления пенсионного возраста, причем не получать при этом пенсию. С другой стороны, можно постепенно уменьшать пенсии — для этого достаточно сокращать отношение средней пенсии к средней зарплате. Сама пенсия при этом может увеличиваться, но медленнее, чем средняя зарплата.
Но все эти способы — временные, в конечном итоге демография все равно поставит и пенсионеров, и государство перед фактом: платить будут нечем.
Радикальный способ решения проблемы — та самая накопительная пенсия. Эта схема предполагает не жизнь взаймы у будущего поколения, а откладывание денег на собственную старость. Главная проблема внедрения накопительной пенсии в том, что одно поколение работников будет вынуждено платить и за пожилых людей, и за себя. Такая двойная нагрузка тем проще пройдет, чем раньше затеять реформу — именно поэтому ее провели еще в начале 2000-х годов, когда, в принципе, демография позволяла прокормить всех пенсионеров за счет работников.
За более чем 10 лет существования гибридной пенсионной системы россияне скопили достаточно много. По данным Центрального банка на 31 марта 2014 года в управлении пенсионны фондов находились 2,9 трлн рублей, из них 1,1 трлн был в негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Для сравнения, ВВП России в 2013 году составил примерно 66,7 трлн рублей. В некоторых же странах объем пенсионных накоплений превышает уровень ВВП.
Однако в 2014-2015 гг отчисления россиян на накопительную часть пенсии делаться не будут — государство приняло решение об их изъятии. Таким образом в распоряжении Пенсионного фонда оказалось более 0,5 трлн рублей за два года — они будут потрачены на выплаты пенсий ныне живущим пенсионерам. Вообще благодаря отмене накопительного компонента бюджет Пенсионного фонда на какое-то время действительно станет бездефицитным. Еще одно преимущество — размер солидарных пенсий не зависит от экономической конъюнктуры и умения пенсионных фондов распоряжаться накоплениями. Вопрос только в том, насколько долго удастся сохранить профицит Пенсионного фонда России и где брать средства для пенсий после того, как его бюджет вновь станет дефицитным.
Ольга Голодец, судя по всему, понимает, что в конечно итоге чистая солидарная модель пенсионной системы обречена. Главный сторонник свертывания гибридной пенсионной системы пообещала, что правительство не тронет уже сделанные гражданами накопления. Между тем в середине августа в «Ведомостях» появилась информация о том, что Министерство финансов готовится в срочном порядке изменить статус накоплений в НПФ для того, чтобы правительство потеряло физическую возможность их национализировать.
Более того, Голодец вполне можно считать сторонником накопительной пенсионной системы — вот только добровольной. Формальной действующая сейчас в России модель обязывает работодателей делать отчисления с фонда оплаты труда, никто по этому поводу не спрашивает мнения ни граждан, ни предпринимателей. А в России может появиться добровольная программа пенсионных накоплений.
Ранее Ольга Голодец и министр труда Максим Топилин уже говорили о том, что государство должно создавать стимулы для развития корпоративных пенсий — например давать налоговые льготы компаниям, которые отчисляют за своих работников пенсионные отчисления по накопительным программам.
Минусы таких накоплений очевидны. Вряд ли налоговые льготы «окупят» все отчисления, иначе государству нет никакого смысла стимулировать частный бизнес развивать пенсионные программы — а значит либо зарплата работников, либо прибыль компаний уменьшится. В программе корпоративных накоплений вряд ли будут участвовать работники малого бизнеса — там и сейчас заметная часть оборота идет в серую, вряд ли призрачные пенсии будут стимулировать предпринимателей выходить на свет. Вдобавок ко всему, в условиях отсутствия экономического роста, в которых сейчас находится Россия, вообще сложно рассчитывать на то, что частный бизнес начнет делать хоть какие-то отчисления.
Зато свертывание накопительной части российской пенсионной системы, по крайней мере, будет честным — почти десятилетие она была, по мнению многих чиновников, пятым колесом, и с ней откровенно боролись. Теперь когда борьба уже почти доведена до конца, нужно будет придумывать что-то еще.