будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Россия налоги пенсия пенсионная реформа
Июль 1, 2025
Страна
Сафонов Александр

Пенсионная реформа: прогноз Минфина и практика на местах

Пенсионная реформа: прогноз Минфина и практика на местах
cGfQGV6A5IdqHAPhinKzQyLVAlJnW7j4

Минфин подсчитал доходы, которые может получить Пенсионный фонд России в результате переноса пенсионного возраста. В то же время регионы не спешат давать положительные отзывы на проект пенсионной реформы, отмечают СМИ.

Результаты подсчетов Минфина изложены в документе под названием «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Сам документ опубликован на сайте Госдумы; в формате pdf его можно посмотреть здесь. Он также содержит расчеты роста уровня доходов в результате увеличения НДС до 20%.

В документе говорится, что следствием увеличения пенсионного возраста станет рост доходов ПФР на 287 миллиардов рублей уже в 2019 году. Этот рост ведомство считает важным, поскольку ожидается, что трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование начнет снижаться с 2020 года. При этом подчеркивается, что так как прогнозируется рост собственных доходов ПФР (в 2019–2021 годах на 5,9%, на 4,8% и +6,8% соответственно), то правительство планирует индексировать размер пенсий выше уровня инфляции.

 
В Государственной Думе
duma.gov.ru

Ожидается, что 9 июля документ обсудят на парламентских слушаниях.

Между тем, как пишет газета «Ведомости», российские регионы не спешат представить в Госдуму отзывы на законопроекты о повышении пенсионного возраста: с 18 июня их отправили только 19 субъектов Российской Федерации. Как отмечает издание, задачу представить отзывы выполнили только законодательные органы Коми, Крыма, Мордовии, Северной Осетии, Красноярского, Пермского и Хабаровского края, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Кировской, Московской, Мурманской, Новгородской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской и Тульской областей и Санкт-Петербурга. 

Парламенты еще 20 регионов провели предварительное обсуждение, но не вынесли никакого решения. Информации о действиях прочих у СМИ пока нет.

 
Александр Сафонов

О том, почему регионы не стремятся представить свои отзывы как можно скорее, и о том, что представляют собой на деле подсчеты Минфина по поводу доходов от повышения пенсионного возраста с «Полит.ру» поговорил Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор. По его словам, Минфин дал прогноз на ситуацию в неких теоретических обстоятельствах.

«Расчеты Минфина основывается на том, что все лица, которые останутся на рынке труда, трудоустроятся. Это было бы правильно, если бы статистика не свидетельствовала об обратном: у нас нет стопроцентного трудоустройство тех, кто достигает пенсионных и предпенсионных возрастов. Плюс, как показывает практика, существует ряд проблем, связанных с продолжением трудовой деятельности.

Это продолжение определяется различными факторами, первым из которых является состояние здоровья. И понятно, что, граждане, которые ранее не рассматривали альтернативу между продолжением трудовой деятельности и оформлением инвалидности, теперь будут стремиться инвалидность оформить. В первую очередь это будет касаться тех лиц, которые оказались в предпенсионном возрасте — тех, кому остается лет пять до пенсионного возраста. 

 
На приеме у врача
Зыков Кирилл, /АГН "Москва"

Так что, естественно, будет больше стремление оформить досрочную пенсию по инвалидности. Это во-первых. Во-вторых, состояние рынка труда у нас на сегодняшний день обеспечивает занятость женщин в возрасте от 55 до 59 лет на уровне примерно 45%. Что касается мужчин в возрасте от 59 до 63 лет, то их трудоустраивается еще меньше — где-то 28-29%.

Если эти условия сохранятся (а я подчеркну, что они сохраняются уже на протяжении длительного времени, включая тот период, когда в рамках демографической ямы количество выходящих на рынок труда молодых людей меньше, чем количество выходящих с рынка труда людей пожилых), то это означает одно: потребности в рабочей силе в Российской Федерации в том количестве, в котором ее предполагает Минфин, сейчас нет.

Словом, приведенные расчеты Министерства финансов являются чисто гипотетическими, так как ведомство полагает, что все пожилые люди останутся на рабочих местах, а это не соответствует действительности. Поэтому расчет некорректен; его надо уточнять, учитывая количество людей, которые окажутся без работы и пойдут в службу занятости. А службе занятости придется либо выплачивать пособия по безработице, либо направлять людей на общественные работы, на переобучение, и так далее, и тому подобное, словом — придется что-то с этими людьми делать.

 
Измерение давления женщине пенсионного возраста
Киселев Сергей/АГН "Москва"

И этот эффект накопленной безработицы с годами будет только расти. Ведь если по первому году есть еще какая-то надежда на то, что имеющиеся вакантные рабочие места будут как-то разобраны в силу необходимости лицами старших возрастов, то после исчерпания этого резерва возможностей трудоустраиваться будет все меньше и меньше. Мы неоднократно говорили: чтобы выдержать такие сроки перехода на заявленное повышение пенсионного возраста, экономика России должна будет создавать ежегодно не менее 300 тысяч новых рабочих мест. А этого не происходит.

Понятно, что Минфин делал свои расчеты, исходя из предположения о сохранении статус-кво. А на деле, естественно, такого роста доходов не будет. Они будут существенно меньше, зато придется нести дополнительные расходы. Какие, точно еще не просчитано — по крайней мере, мы еще не видели соответствующих расчетов по росту безработицы и программам содействия занятости. Так что и совокупный эффект от этих мер тоже неизвестен. Есть только прогноз доходов при условии идеальных обстоятельств.

Что там будет, поживем — увидим. Я бы еще одну экономическую тему тут поднял, к слову. У нас есть своя специфика рынка труда. Он всегда реагировал на дополнительную рабочую силу (возникшую, например, в результате сокращения числа рабочих мест) сокращением заработной платы либо снижением темпов ее роста. Поэтому будет проявляться и второй эффект подобной реформы — притормаживание роста заработной платы в ряде отраслей.

А это означает, что уровень инфляции будет расти, а доходы населения в реальном выражении будут либо увеличиваться очень медленно, либо оставаться на уровне инфляции. И вот этот смежный эффект Минфин тоже не просчитывал. И этот эффект заденет всех, не только людей предпенсионного возраста: люди вынуждены будут соглашаться на более низкую заработную плату, чтобы удержать рабочие места. Отсюда будет и соответствующий эффект, распространяющийся широко.

 
Безработный
pixabay.com

И неудивительно, что регионы не спешат давать отзывы на проект пенсионной реформы. Представьте себе субъект Федерации, в котором нет рабочих мест — и как он будет говорить о том, что в повышении пенсионного возраста есть что-то хорошее? Там же все-таки тоже здравомыслящие люди, они такого сказать не могут. Одно дело — макроэкономические расчеты, которыми занимается Минфин и Минэкономразвития, но совсем другое дело — работа на местах, с конкретными людьми.

К сожалению, теоретические расчеты и практика порой расходятся очень серьезно», — сказал Александр Сафонов.

Сафонов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).