Минфин подсчитал доходы, которые может получить Пенсионный фонд России в результате переноса пенсионного возраста. В то же время регионы не спешат давать положительные отзывы на проект пенсионной реформы, отмечают СМИ.
Результаты подсчетов Минфина изложены в документе под названием «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Сам документ опубликован на сайте Госдумы; в формате pdf его можно посмотреть здесь. Он также содержит расчеты роста уровня доходов в результате увеличения НДС до 20%.
В документе говорится, что следствием увеличения пенсионного возраста станет рост доходов ПФР на 287 миллиардов рублей уже в 2019 году. Этот рост ведомство считает важным, поскольку ожидается, что трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование начнет снижаться с 2020 года. При этом подчеркивается, что так как прогнозируется рост собственных доходов ПФР (в 2019–2021 годах на 5,9%, на 4,8% и +6,8% соответственно), то правительство планирует индексировать размер пенсий выше уровня инфляции.
Ожидается, что 9 июля документ обсудят на парламентских слушаниях.
Между тем, как пишет газета «Ведомости», российские регионы не спешат представить в Госдуму отзывы на законопроекты о повышении пенсионного возраста: с 18 июня их отправили только 19 субъектов Российской Федерации. Как отмечает издание, задачу представить отзывы выполнили только законодательные органы Коми, Крыма, Мордовии, Северной Осетии, Красноярского, Пермского и Хабаровского края, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Кировской, Московской, Мурманской, Новгородской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской и Тульской областей и Санкт-Петербурга.
Парламенты еще 20 регионов провели предварительное обсуждение, но не вынесли никакого решения. Информации о действиях прочих у СМИ пока нет.
О том, почему регионы не стремятся представить свои отзывы как можно скорее, и о том, что представляют собой на деле подсчеты Минфина по поводу доходов от повышения пенсионного возраста с «Полит.ру» поговорил Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор. По его словам, Минфин дал прогноз на ситуацию в неких теоретических обстоятельствах.
«Расчеты Минфина основывается на том, что все лица, которые останутся на рынке труда, трудоустроятся. Это было бы правильно, если бы статистика не свидетельствовала об обратном: у нас нет стопроцентного трудоустройство тех, кто достигает пенсионных и предпенсионных возрастов. Плюс, как показывает практика, существует ряд проблем, связанных с продолжением трудовой деятельности.
Это продолжение определяется различными факторами, первым из которых является состояние здоровья. И понятно, что, граждане, которые ранее не рассматривали альтернативу между продолжением трудовой деятельности и оформлением инвалидности, теперь будут стремиться инвалидность оформить. В первую очередь это будет касаться тех лиц, которые оказались в предпенсионном возрасте — тех, кому остается лет пять до пенсионного возраста.
Так что, естественно, будет больше стремление оформить досрочную пенсию по инвалидности. Это во-первых. Во-вторых, состояние рынка труда у нас на сегодняшний день обеспечивает занятость женщин в возрасте от 55 до 59 лет на уровне примерно 45%. Что касается мужчин в возрасте от 59 до 63 лет, то их трудоустраивается еще меньше — где-то 28-29%.
Если эти условия сохранятся (а я подчеркну, что они сохраняются уже на протяжении длительного времени, включая тот период, когда в рамках демографической ямы количество выходящих на рынок труда молодых людей меньше, чем количество выходящих с рынка труда людей пожилых), то это означает одно: потребности в рабочей силе в Российской Федерации в том количестве, в котором ее предполагает Минфин, сейчас нет.
Словом, приведенные расчеты Министерства финансов являются чисто гипотетическими, так как ведомство полагает, что все пожилые люди останутся на рабочих местах, а это не соответствует действительности. Поэтому расчет некорректен; его надо уточнять, учитывая количество людей, которые окажутся без работы и пойдут в службу занятости. А службе занятости придется либо выплачивать пособия по безработице, либо направлять людей на общественные работы, на переобучение, и так далее, и тому подобное, словом — придется что-то с этими людьми делать.
И этот эффект накопленной безработицы с годами будет только расти. Ведь если по первому году есть еще какая-то надежда на то, что имеющиеся вакантные рабочие места будут как-то разобраны в силу необходимости лицами старших возрастов, то после исчерпания этого резерва возможностей трудоустраиваться будет все меньше и меньше. Мы неоднократно говорили: чтобы выдержать такие сроки перехода на заявленное повышение пенсионного возраста, экономика России должна будет создавать ежегодно не менее 300 тысяч новых рабочих мест. А этого не происходит.
Понятно, что Минфин делал свои расчеты, исходя из предположения о сохранении статус-кво. А на деле, естественно, такого роста доходов не будет. Они будут существенно меньше, зато придется нести дополнительные расходы. Какие, точно еще не просчитано — по крайней мере, мы еще не видели соответствующих расчетов по росту безработицы и программам содействия занятости. Так что и совокупный эффект от этих мер тоже неизвестен. Есть только прогноз доходов при условии идеальных обстоятельств.
Что там будет, поживем — увидим. Я бы еще одну экономическую тему тут поднял, к слову. У нас есть своя специфика рынка труда. Он всегда реагировал на дополнительную рабочую силу (возникшую, например, в результате сокращения числа рабочих мест) сокращением заработной платы либо снижением темпов ее роста. Поэтому будет проявляться и второй эффект подобной реформы — притормаживание роста заработной платы в ряде отраслей.
А это означает, что уровень инфляции будет расти, а доходы населения в реальном выражении будут либо увеличиваться очень медленно, либо оставаться на уровне инфляции. И вот этот смежный эффект Минфин тоже не просчитывал. И этот эффект заденет всех, не только людей предпенсионного возраста: люди вынуждены будут соглашаться на более низкую заработную плату, чтобы удержать рабочие места. Отсюда будет и соответствующий эффект, распространяющийся широко.
И неудивительно, что регионы не спешат давать отзывы на проект пенсионной реформы. Представьте себе субъект Федерации, в котором нет рабочих мест — и как он будет говорить о том, что в повышении пенсионного возраста есть что-то хорошее? Там же все-таки тоже здравомыслящие люди, они такого сказать не могут. Одно дело — макроэкономические расчеты, которыми занимается Минфин и Минэкономразвития, но совсем другое дело — работа на местах, с конкретными людьми.
К сожалению, теоретические расчеты и практика порой расходятся очень серьезно», — сказал Александр Сафонов.