будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума
Июль 4, 2025
Страна
Ведруссов Александр

Переформатирование Думы: миссия невыполнима?

Переформатирование Думы: миссия невыполнима?
800-600_ODPPqQd
Депутат на заседании Госдумы. Источник: АГН "Москва"

Ни для кого не секрет, что депутатов у нас в стране как-то особо не жалуют. Именно поэтому задача повысить авторитет российского парламента в глазах населения является настолько нетривиальной, насколько только может быть.

Люди очень ждут от Государственной Думы, да и от власти в целом, наведения элементарного порядка в финансовой сфере (валютные ипотечники постоянно стоят в одиночных пикетах у парламентской проходной), обуздания цен, наведения порядка в ЖКХ. Список можно продолжать до бесконечности. В большинстве вопросов, естественно, не Дума играет первую скрипку, однако гражданам бесполезно объяснять нюансы разделения властей и компетенций – им нужен результат. В этом плане важно особо отметить проблему сотен тысяч обманутых дольщиков – впервые за многие годы к ее решению именно руководством Госдумы был применен системный подход вместо разовых полумер, что позволяет надеяться на постепенное, но комплексное «развязание» этого сложнейшего узла социальной напряженности.

В этом-то, по большому счету, и состоит функция Государственной Думы. Ведь надеяться, что копившиеся годами и вызывающие общественное раздражение проблемы будут решены нынешним правительством, явно не приходится. Дума должна перестать бояться брать на себя инициативу, роль координатора сложных межведомственных согласований. Стоит ли напоминать, что мандат народного доверия есть только у нее и Президента. В то время как правительство гражданам фактически неподотчетно.

Если глава государства вынужден лично возиться с «зелёными папочками», значит плохо работает и муниципальная власть, и губернаторский корпус, и федеральная исполнительная власть (за редкими исключениями). Но что-то же должно у нас в стране работать хорошо?

Причем хорошо не только в плане обеспечения элементарной исполнительской дисциплины – это необходимое, но недостаточное условие повышения реального статуса Думы. Ведь можно же с изумительной пунктуальностью и исполнительностью штамповать такие законы, которые не снимают а, наоборот, обостряют общественное недовольство. А хорошо именно в том плане, что законотворческий процесс наконец-то приобретает черты осознанности, созидательности. Не бесконечные запреты или регулирование каких-то малопонятных людям юридических вопросов (даже очень важных с практической точки зрения), а реальное, пусть даже и точечное решение насущных проблем людей позволит доказать, что Дума – не бездушная машина по штамповке законов, а живой организм, чутко реагирующий на общественные запросы. Это вызовет и симпатию, и доверие граждан. Однако работа предстоит поистине титаническая.

 
Плакаты в холле Госдумы / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

В этом контексте почти идеальным полем для законодательного регулирования может стать сфера зоозащиты: так, в осеннюю сессию ожидается принятие проекта Федерального закона "Об ответственном обращении с животными», который лежит без движения со дня одобрения в первом чтении аж в 2011 году. К сожалению, далеко не все заинтересованы в применении соответствующих норм на практике - законопроект уже не первый год пытаются «заболтать», но есть основания полагать, что на этот раз общественные настроения перевесят традиционно сильные в российском парламенте лоббистские усилия. Примечательно, что на международной платформе петиций Change.org из пяти обращений к властям, собравших наибольшее количество подписей, три касаются именно защиты животных. Такой общественный запрос нельзя оставлять без ответа.

Кроме того, Думе предстоит архисложная задача – сбалансировать уголовное законодательство таким образом, чтобы, с одной стороны, был продолжен курс на его гуманизацию в соответствии с принципом соразмерности наказания: не должен сидеть ни один человек, лишение свободы которого не соответствует общественным интересам. А с другой стороны, ответить на запрос общества на более жёсткое наказание для коррупционеров.

Руководством Думы в текущем созыве была «обкатана» дополнительная процедура не формальных, а реальных публичных слушаний, представляющая собой дополнительный этап согласования различных общественных интересов и позиций при принятии ключевых законов. При прохождении наиболее резонансных инициатив приглашаются сторонние эксперты и представители тех слоев общества, которых обсуждаемый закон может лично затронуть. Если такая практика будет продолжена и, главное, усовершенствована, со временем можно говорить о реальном общественном контроле и участии активистов в работе парламента.

В принципе, в текущем созыве имеет место более размеренное, более вдумчивое рассмотрение законопроектов, отказ от практики их принятия в первом чтении и в целом (минуя стадию второго чтения) или во втором и третьем чтении в один день. При этом процедура принятия законов строго соблюдается даже при заметном увеличении объемов рассматриваемых нормативных правовых актов.    

 
Депутаты на заседании Госдумы / duma.gov.ru

Таким образом, Государственная Дума имеет большой задел на осеннюю сессию и при грамотном использовании уже имеющихся позитивных наработок вполне может обеспечить его высокую продуктивность. Главное, как можно скорее закончить расчистку законопроектных «авгиевых конюшен», доставшихся в наследство от предыдущих созывов, и максимально задействовать потенциал конструктивной общественной пассионарности для долгосрочной настройки законодательной машины на системное решение по-настоящему актуальных социальных проблем.

В конце концов, если даже спикер Володин такую сверхзадачу решить не сможет, значит, миссия просто невыполнима…

 

                                                                                                            Александр Ведруссов,

                                                                                                            политолог,

                                                                    директор аналитического центра «СтратегPRO»

Ведруссов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).