В конце минувшей недели стало известно, что из Думы все-таки отозван законопроект о регулировании деятельности визовых центров в России — многие опасались, что его принятие приведет к тому, что процедура получения иностранных виз для россиян заметно усложнится. Однако проблема туристической отрасли заключаются не только в том, что в большинство стран россиянам нужно получать визы.
В понедельник «Коммерсантъ» пишет, что операторы переоценили желание россиян лететь отдыхать за пределы страны из-за хороших продаж турпакетов на этапе раннего бронирования и теперь вынуждены сокращать полетные программы и даже сбивать цены.
Так, в августе количество чартерных авиарейсов из России на зарубежные курорты будет сокращено на 10–20% от планов, заявленных перевозчиками и турагентствами. Об этом «Коммерсанту» сообщил советник по транспорту главы Ростуризма Дмитрий Горин. Он уточнил, что объем полетных программ будет соответствовать уровню июля, многие туроператоры предпочитают объединять собственные рейсы, не допуская недозагрузки самолетов.
«Туроператоры строили оптимистичные планы из-за ажиотажного спроса на турпакеты во время раннего бронирования», — объясняет он. Обычно в период ранних бронирований туроператоры реализуют 35–40% от запланированной программы на лето, а в этом году показатель увеличился до 50%, по всей видимости россияне решили сильно экономить, скидка при раннем бронировании составляет, как правило, около 30%. Как считают в отрасли, единственным направлением, где еще возможен рост, остается Турция.
Сложившаяся ситуация подталкивает туроператоров к дополнительным маркетинговым акциям и увеличению комиссии агентам, что, в теории, должно стимулировать из продавать туры в конкретные отели. Однако такая бизнес-стратегия не всегда заканчивается хорошо: из-за спада покупательского спроса о своем банкротстве вынужден был заявить один из старейших туроператоров — «Натали турс», компания все еще должна клиентам 949 млн рублей). Также в разгар сезона покинули рынок DSBW-Tours, «Матрешка тур», «Аврора БГ», «Интрэвел Столешники» и «Радуга Трэвел».
Между тем проблемы могут возникнуть не только в области выездного туризма. Российские авиакомпании опасаются, что обнуление НДС на региональные перевозки мимо Москвы может в итоге вылиться в общее подорожание билетов по всем направлениям на 8–10%. Дело в том, что Минфин рассчитывает компенсировать потери бюджета от новой льготы путем возврата к обычной ставке (20%) для полетов через Москву вместо нынешней в размере 10%, об этом также пишет «Коммерсантъ». Авиаторы просят сохранить льготы, оценивая рост налоговой нагрузки на отрасль в 20 млрд рублей.
Сейчас три четверти всех внутренних рейсов в стране совершаются через московский авиаузел. Это иногда приводит к абсурдным последствиям: например, порой быстрее и дешевле лететь из одного сибирского города в другой с пересадкой в Москве. Виктор Вексельберг, глава «Реновы», компании, которая занимается управлением региональными аэропортами, предложил обнулить НДС для всех региональных рейсов, но отменить льготную ставку для перелетов, отправной или конечной точкой которых является Москва. Сейчас покупатели таких билетов платят НДС по ставке 10%, а предлагается увеличить ставку до стандартной, теперь уже 20%.
Сейчас нулевая ставка НДС действует только для перелетов в Крым (до 2019 года) и в Калининград (бессрочно). В июне правительство решило обнулить НДС для полетов на Дальний Восток.
В Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) подсчитали, что новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд рублей, а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд рублей, и перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям не менее чем на 8–10%, что приведет к «прямо противоположному эффекту — развитие прямого авиасообщения между регионами замедлится», считает президент АЭВТ Владимир Тасун. Сохранение тарифов приведет к убыточности отрасли.