Переписка Алексея Навального с Никитой Белых интересна вовсе не тем, сколько кто кому денег должен. Интересна она тем, что Белых де-факто назвал Навального гринмейлером. Если так, то пламенный трибун занимался не борьбой с «жуликами и ворами» вообще, а борьбой с одними «ворами» на деньги других «жуликов».
Очередная серия переписки известного гражданского активиста Алексея Навального привлекла внимание сетевой общественности, прежде всего, содержащимися в переписке диалогом видного блогера с кировским губернатором Никитой Белых. Переписка относится еще к 2010 году, но от этого не становится менее интересной. Прежде всего, потому, что речь там идет о некоторых денежных отношениях, что были у Навального с Белых. Навальный (подлинность переписки фигуранты косвенно подтвердили, так что будем считать переписку реальной) требует от Белых заплатить некий старый долг, Белых же называет расчеты Навального сомнительными и явно не хочет платить требуемую Навальным сумму.
Противники Навального (да, надо думать, и противники Белых) на публикацию писем тут же возбудились. Посыпались разнообразные интерпретации того, за что именно Белых был должен Навальному денег. Ну и самое интересное, на что интернет-публика тоже обратила внимание: Белых открытым текстом обвинил Алексея Навального в гринмейле, то бишь корпоративном шантаже.
«Наезд на Фридмана по поводу заказа Шкуркова (фамилию не расслышал) по Роснефти был при мне», - пишет Белых Навальному и это, несомненно, самая интересная фраза в этой переписке. Кто кого там матом посылает и как Борис Немцов относится к Божене Рынске и Григорию Явлинскому — это тоже дело веселое, но от конкретики далекое и сугубо личное.
Здесь, разумеется, стоит оговориться, что публикация личной переписки - дело аморальное и даже подсудное, личная жизнь граждан не должна предаваться гласности без их согласия или когда нет оснований считать такую огласку общественным благом и так далее.
Однако же Алексей Навальный не вполне частное лицо. Более того, он как бы олицетворяет процесс борьбы граждан за свои права и против произвола госчиновников. Своего рода символ, чтобы не сказать «икона». За последние годы медийная капитализация Навального выросла на порядки, почти половина участников митингов протеста, по данным ВЦИОМ, признает за ним авторитет. И, соответственно, некую моральную чистоту.
И вдруг выясняется, что «надежа и опора», мистер «мы здесь власть» пару лет назад занимался вещами довольно сомнительного характера. Законного, по всей вероятности (гринмейлеры в отличие от рейдеров все-таки действуют в рамках закона), но очень сомнительного с моральной точки зрения.
Две существенные оговорки. Во-первых, дело все-таки было два, а то и больше года назад. И у всех есть прошлое, и далеко не все (в политике в особенности) занимались исключительно благотворительностью и службой интересам общества. Во-вторых, Белых может искренне заблуждаться на предмет переговоров Навального с неведомыми «заказчиками». Мало ли что он там услышал, он даже фамилию «Ашурков» ведь неправильно интерпретировал (Владимир Ашурков — исполнительный директор «Фонда борьбы с коррупцией»). Да и понять, о чем конкретно идет речь, из переписки сложно. Такое доказательство ни один суд, кроме Басманного или Хамовнического, не примет.
Однако же, если Белых не ошибался, то имеется косвенное доказательство того, что в пору создания его медиа-репутации
И пока ведущая деловая газета страны «Ведомости» поднимала Навального на свой щит в качестве борца за права миноритарных акционеров, неведомые заказчики решали посредством исков молодого «миноритария» в суды свои узко специальные задачи.
Поход против «Транснефти», обвинения в адрес конкретных единороссов, суды с «Роснефтью», атака на Вексельберга, борьба против Минэкономразвития и Высшей школы экономики по поводу Федеральной контрактной системы — все это и многое другое также легко встраивается в тот гринмейлерский ряд. Если теория верна, то главный борец с коррупцией и «вождь Болотной» превращается в фигуру довольно ординарную для российской политической системы. В эдакое «пиар-агентство Навальный», способное поднять бучу по заказу клиента.
Отличие от западных кейсов в том, что у них корпоративный шантаж возможен без политической подоплеки, а у нас больно сильно связаны политика с бизнесом и почти любая корпоративная война превращается в процесс политический. Ну или ему стараются придать видимость политического процесса.
Опять-таки: фраза, брошенная Белых в пылу не самой спокойной переписки, не является никаким доказательством того, что Алексей Навальный - преимущественно гринмейлер, и лишь потом уже - гражданский активист, политик и борец с коррупцией. Все последние его сферы деятельности выходят вторичными по отношению к основной.
Навальный-политик не должен от этого пострадать по причине известного тефлонового эффекта. Поклонники его с большой вероятностью всех, кто будет упирать на это место в переписке, сочтут проплаченными пропагандистами от власти, а саму переписку разве только фальшивкой не объявят. Спор же сведется по преимуществу к тому, могут ли «жулики и воры» читать чужой e-mail. Ответ очевиден: не могут, но раз прочитали....
И это даже хорошо, если вся история не оставит большого следа на репутации Алексея Навального. Он же стал не только «вождем Болотной» (там иные люди его могут кое-как заменить), но и почти монополизировал раскрутку темы борьбы с коррупцией и произволом. Если вдруг все узнают, что «совесть нации» натурально этим деньги зарабатывал, да еще и брал их у тех самых (ну хорошо, у других) «жуликов и воров», то по самой теме — действительно важной и злободневной — будет нанесен серьезнейший удар. Как бороться с коррупцией, если главный борец нечист на руку? Да никак.
Вообще-то крайне удивительно, что никто из провластных пиарщиков до сих пор не пытался уличить Навального именно в этом — в корпоративном шантаже. Уж и водкой из-под полы Навальный торговал, и нацистом был, и деньги ему Госдеп и инопланетяне дают. Какие-то неожиданные повороты в кейсе «Навальный», кажется, еще имеются. Недаром ходят всякие смутные слухи про встречу чуть ли ни с Путиным и место в совете директоров «Аэрофлота» (см. Летайте самолетами Навального). Если, конечно, пламенному борцу не пытаются разрушать репутацию такими изощренными методами.