От сегодняшнего расширенного заседания правительства с участием руководителей субъектов Российской Федерации ждали многого. Но реальность, похоже, превзошла ожидания: создание нового министерства, революция в системе региональных выборов, объявление о реформе Думы и два громких назначения пришлись на один день.
«Генеральная линия» Владимира Путина не нова: это все та же пресловутая «вертикаль власти». Нова аргументация: единство вертикали власти, по словам президента РФ, необходимо для эффективной борьбы с терроризмом. Первое практическое следствие, озвученное сегодня президентом — отмена прямых выборов губернаторов и президентов республик. Выбирать их теперь будут законодательные собрания регионов, причем только из кандидатов, выдвинутых президентом России лично.
Политики разных уровней отреагировали на инициативу практически немедленно. В частности, горячо поддержал Путина президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев – по его словам, сейчас "во власть ряда регионов идут люди - "ставленники капитала" или на основе определенного популизма, имиджа", которые не всегда имеют понятие о том, как управлять регионом и обеспечивать его социально-экономическое развитие. Кроме того, Шаймиев многозначительно отметил, что "сама идея прозвучала сегодня без деталей" и до конца года будут разработаны соответствующие законодательные акты. Между тем одной из "деталей" новой системы вполне может стать отмена ограничения на количество губернаторских сроков – то есть в теории (пока) тот же Шаймиев может остаться на своем посту. С другой стороны, логично предположить, что "предлагающий" кандидатуры президент России будет прислушиваться к рекомендациям "с мест" – то есть шансы лояльных Кремлю губернаторов посадить "своего" преемника растут. Не исключено, что этим же объясняется и поддержка президентского предложения свердловским губернатором Эдуардом Росселем. Тенденция прослеживается: ненецкий губернатор Владимир Бутов, которому, судя по всему, терять уже нечего, заявил о неэффективности и неконституционности предложенной схемы.
Из думцев Путина поддержали к данному моменту единороссы Олег Морозов и Вячеслав Володин и лидер "Родины" Дмитрий Рогозин, похоже, окончательно взявший в качестве политической платформы традиционную идею "царь хороший, бояре плохие". По мнению Морозова, предложения Путина намного быстрее позволят воплощать решения в жизнь (если они будут реализованы, деликатно добавил вице-спикер). Рогозин же считает, что президент намерен разделить часть своей ответственности за деятельность глав субъектов с избранными депутатами.
Резко негативно отреагировали на президентскую идею в "Комитете-2008: свободный выбор". По словам независимого депутата Владимира Рыжкова, предлагаемая схема противоречит конституции, гарантирующей любому гражданину право выдвинуть свою кандидатуру на любые выборные должности. Борис Немцов заявил, что изменение в законодательстве приведет не к уменьшению, а, наоборот, росту коррупции в высших эшелонах власти. Об антиконституционности инициативы заявили и в "Яблоке". По словам председателя московского отделения партии Сергея Митрохина, вместо того, чтобы наводить порядок в силовых ведомствах, которые полностью подчинены центру, ликвидируются последние остатки контроля над этими ведомствами. Инициатива президента упраздняет последнее звено в системе сдержек и противовесов, предотвращающей сверхконцентрацию власти в руках одного человека, говорится в заявлении Митрохина.
Аналитики отнеслись к президентскому решению с осторожным скепсисом. Директор Института политических исследований Сергей Марков, признав, что предложение будет иметь «как позитивные, так и негативные последствия», отметил, что негативные «с течением времени… будут перевешивать». С одной стороны, по мнению политолога, «предложение президента должно способствовать консолидации властных институтов, прежде всего, в деле снижения коррупции» — именно на уровне субъектов федерации в наибольшей степени происходит кризис власти, в частности, на Северном Кавказе. Но в то же время ликвидация прямых выборов губернатора «будет вести к снижению политического авторитета местных органов власти, а также к серьезному снижению политического плюрализма в стране в целом». Противовесом, по мнению Маркова, могло бы стать, в частности, «расширение плюрализма в СМИ и серьезные меры по укреплению гражданского общества и в целом гражданского контроля над действиями властей». «Большинство экспертов считает, что кризис власти, в частности на Северном Кавказе, в наибольшей степени происходит именно на уровне субъектов федерации», — отметил политолог.
Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов также предсказал много споров относительно целесообразности введения новой системы выборов (де-факто — назначения) губернаторов. Хотя, по его словам, «сама по себе демократия от введения такого порядка не страдает, поскольку назначение глав регионов — норма в большинстве демократических государств», «есть определенные сомнения, насколько это соответствует федеративному характеру российского государства, потому что избрание глав субъектов является родовой чертой, признаком федерации». «Легитимность региональных властей ослабнет, поскольку легитимность, полученная сверху и поддержанная законодательным собранием, всегда будет восприниматься избирателями как проигрывающая по сравнению с легитимностью, полученной от рук народа», — отметил Никонов.
По мнению главы группы «Меркатор» Дмитрия Орешкина, предложенная Путиным мера связана с тем, что «идея с федеральными округами и управлением регионами через институт полпредств провалилась», а «институт полпредств стал местом ссылки неудачников». Примеры тому — Илья Клебанов, Анатолий Квашнин и Владимир Яковлев.
Не исключено, впрочем, что Путин все же попытается не допустить окончательной дискредитации института полпредов. Именно самый «яркий» неудачник Владимир Яковлев сегодня был смещен со своего поста в Южном федеральном округе. Это место займет Дмитрий Козак, в последнее время занимавший должность руководителя аппарата правительства; он же возглавит специальную федеральную комиссию по Северному Кавказу. Если экс-губернатора Петербурга Яковлева как бы демонстративно «бросали» на сложные посты — то вице-премьера по вопросам ЖКХ, то полпреда в самый сложный регион, — как бы специально доказывая его несостоятельность, то проекты, курируемые Козаком (реформа местного самоуправления и административная реформа), скорее оказались успешными, по крайней мере на кремлевский взгляд. Яковлев же в очередной раз попал из огня да в полымя: он возглавит министерство по национальной политике, упраздненное три года назад и воссозданное Владимиром Путиным сегодня.
Наконец, не за горами и реформа Государственной Думы. Судя по всему, уже следующие выборы в парламент пройдут только по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Первым эту идею озвучил несколько месяцев назад глава Центризбиркома Александр Вешняков. Теперь судьба соответствующего законопроекта фактически предопределена: Владимир Путин пообещал направить его в Думу в ближайшее время. До сегодняшнего дня казалось, что позиции единороссов дальше усиливать некуда. Как выясняется, нет предела совершенству.