Вчера российские офицеры, обвиняемые грузинскими властями в шпионаже, были переданы России при посредничестве ОБСЕ. Президент Грузии Михаил Саакашвили сказал, что их освобождение – это жест доброй воли. Одновременно Грузия объявила о готовности допустить российских миротворцев в Кодорское ущелье Абхазии для мониторинга.
Между тем Кремль успел ввести санкции против Грузии, и уступки со стороны Тбилиси уже не способны остановить запущенную машину. Еще до того, как Тбилиси заявил о намерении передать российских офицеров ОБСЕ, Москва уже ввела против Грузии целый комплекс новых санкций. С сегодняшнего дня между Россией и Грузией официально прекращено всякое транспортное сообщение. Кроме того, ФГУП «Почта Россия» приостановило почтовое сообщение с Грузией в связи с имеющимися случаями несоответствия требованиям безопасности вложений в почтовые отправления, направляемые в Россию из этой страны. Причем представители соответствующих ведомств объяснило свои шаги не политическими, а чисто финансовыми причинами.
Кроме того, вчера в первой половине дня депутаты Госдумы обсуждали вопрос введения запрета на осуществление денежных переводов в Грузию. По словам председателя Думы Бориса Грызлова, соответствующий законопроект может быть подготовлен уже к среде. При этом Грызлов подчеркнул, что данная законодательная инициатива напрямую связана с обострением российско-грузинских отношений. Теперь может встать вопрос о том, как эти грузины, работающие в России, будут перечислять деньги на родину. Как сказали «Времени новостей» в Нацбанке Грузии, за 8 месяцев этого года из-за рубежа в страну поступило 324 млн. долларов. Больше всего – 219 млн. – из России (на втором месте США с 32 млн., на третьем – Греция). Из Грузии в Россию за этот период перечислен 61 млн долларов. В Нацбанке Грузии считают, что сорвать банковские операции, тем более осуществляемые через международные системы, не получится.
С введением санкций, сообщил корреспонденту «Независимой газеты» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, для России ровным счетом ничего не изменится: «Другое дело – Грузия, экономика которой может пострадать довольно серьезно. Сегодня сложно подсчитать возможные потери, но то, что они будут, – несомненно. Отмену денежных переводов Грузия переживет сравнительно безболезненно и довольно скоро. Без нефти она также вряд ли останется, учитывая, что трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан уже действует. Но возможное прекращение поставок электроэнергии и газа ударит очень больно как по промышленности, так и по простому населению».
Решение о начале транспортно-почтовой войны с Грузией было принято на воскресном расширенном заседании Совбеза РФ под председательством президента Владимира Путина. Причем, как стало известно «Коммерсанту», там же обсуждался план спецоперации по освобождению четырех российских офицеров, арестованных по обвинению в шпионаже. Однако когда Тбилиси заявил о намерении передать задержанных военных Москве, спецоперацию отменили, решив ограничиться блокадой.
Как признался информированный источник «Коммерсанта» в Кремле, вчерашние санкции – это не столько ответ на аресты российских военных, сколько реакция на внешнюю политику Грузии в целом. «В последнее время риторика Тбилиси находилась далеко за пределами допустимого. Даже западные поклонники нынешнего режима прятали глаза от стыда, когда официальные лица Грузии делали заявления,– негодовал источник.– Вот пусть теперь отвечают за тех, кого приручили». Источник выразил сомнение в том, что после миролюбивых жестов и заявлений Грузии российские санкции будут отменены: «Точка кипения была рукотворной. Чтобы впредь избежать таких ситуаций, нам нужны гарантии. Если вы ведете себя в духе уличных хулиганских разборок, никто с вами за стол не сядет. Есть разные способы сосуществования. Холодный мир – тоже способ».
Все санкции по отношению к Грузии со стороны России абсолютно адекватны, считает заместитель директора Института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин. В интервью «Полит.ру» он также отметил, что они могут оказаться и чрезвычайно эффективными, учитывая близость выборов в самой Грузии. При этом эксперт отметил, что санкции, вероятнее всего, будут прекращены после того, как обе стороны найдут некие базовые моменты для нормального диалога, что, по его мнению, может произойти довольно быстро.
Другого мнения придерживаются источники «Ведомостей». Освобождения офицеров недостаточно, чтобы Россия отказалась от ответных мер в отношении Грузии, «которые даже нельзя и назвать санкциями», объясняет председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов: они принимаются для «приведения грузинского руководства в чувство», чтобы «затем наладить конструктивный диалог». Александр Скаков из Российского института стратегических исследований считает, чтор оссийские санкции должны показать Грузии, что терпение Москвы на исходе и, вероятно, вскоре будут отменены.
«Независимая газета» приводит мнение ведущего эксперта Московского центра Карнеги Алексея Арбатова, который не сомневается, что российский ответ Саакашвили – «вариант экономической, социально-финансовой и транспортной блокады». Политолог признает, что «государство вправе ввести санкции против другого государства, которое проявляет враждебное отношение». Однако замечает при этом: «Нельзя применять все сразу. Такие меры должны быть дозированы. Всегда нужно ориентироваться на отдаленную перспективу: ведь Грузия тоже будет чем-то отвечать. На Южном Кавказе Грузия для нас исключительно важная страна. От отношения с Грузией в огромной степени зависит стабильность на Северном Кавказе, наши коммуникации и связь с Арменией. Задача России – не сделать Грузию нашим вечным врагом, отхватив у нее часть территории, а добиться урегулирования и снять возникшую напряженность».
В том же духе высказалась в интервью «Полит.ру» председатель Совета Средиземноморско-Черноморских проблем Института Европы РАН Алла Язькова. «У нас на Северном Кавказе крайняя нестабильность, и, несмотря на все заверения, она продолжается. Соответственно, нам нужна прочная опора по ту сторону границы, – сказала она. – Грузия граничит, на это надо специально всегда обращать внимание, со всеми республиками Северного Кавказа. Значит, в наших интересах иметь если не дружбу, то нормальные стабильные отношения с этим государством. А там, где оно поступает неправильно, ему нужно указывать на это». По словам эксперта, «нужны переговоры, а переговоров мы тоже не ведем, к сожалению».
При этом Язькова сомневается в возможности прямых боестолкновений между Россией и Грузией из-за последнего обострения: «По-моему, разумный политик с нашей стороны сейчас на это не пойдет. Ну а с их стороны – я тоже не думаю. Саакашвили все время говорит, что будет добиваться своего мирным путем».
Тбилиси моральным победителем считает себя, отмечает издание «Газета». Михаила Саакашвили полностью поддержало общество и ведущие политики страны, а многочисленная оппозиция воздержалась от оценок происходящего. Насколько существенной и долговременной будет эта поддержка, станет ясно уже 5 октября, когда в Грузии пройдут выборы в местные органы власти.
См. также: