В последнем номере уходящего 2008 года «Российская газета» опубликовала подписанные президентом Медведевым поправки в федеральную конституцию — теперь они официально вступили в силу. Следующий президент, выборы которого пока что ожидаются в 2012 году, будет руководить страной целых 6 лет, а новый состав Думы, который изберут в 2010, будет законодательствовать 5 лет. А еще правительство будет обязано ежегодно отчитываться перед Госдумой.
Если не считать переименований и объединений регионов — это первые поправки к конституции с 12 декабря 1993 года, когда она была принята на референдуме. Поправку про ежегодный отчет правительства перед парламентом сложно назвать значимой. Учитывая одновременно принятую поправку в закон о правительстве, где говорится о процедуре этого отчета, максимум во что все это может вылиться — шоу наподобие обращения президента к парламенту. С другой стороны, эта статья впервые напрямую говорит, что правительство подотчетно парламенту. Учитывая, что полномочия современного российского президента многие сравнивают с полномочиями Николая II по Основным законам Российской империи 1906 года, в каком-то смысле сбылась мечта дореволюционных либералов в лице кадетов. Правда, сбылась мечта в каком-то извращенном смысле: вряд ли современная Госдума осмелится на самом деле спрашивать с министров о государственных делах.
А изменение сроков полномочий Госдумы и Президента уже куда серьезней. Конечно, если вернутся к Основным законам 1906 года, император становился таковым на всю жизнь, что несравнимо с шестилетним сроком федерального президента (максимум — 12-леьним). Но, с другой стороны, разница не такая большая. Так, с 1689 года (воцарение Петра I) по 1917 (отречение Николая II) в России было 14 императоров; средний срок их правления составил чуть больше 16 лет, что, согласитесь, не сильно отличается от 12 лет. Вдобавок, как показывает практика, ушедший на покой президент может стать премьер-министром и продолжить управлять экономикой страны или, на худой конец, быть пенсионером № 1, а вот ушедших на покой императоров, как правило, убивали. Так что в конечном итоге Россия, с точки зрения политического устройства, к 2009 году максимально приблизилась к тому, что было прервано революцией 1917, а потом 60-летним правлением коммунистов.
Вообще 15 неизменных лет для новой конституции — не так уж и мало. Например, конституция 5-й республики была принята в 1958 году, а в 1962 году в нее была внесена существенная поправка: если раньше президент избирался коллегией выборщиков, то в соответствии с поправкой глава республики стал избираться всенародно. Надо сказать, что французы до этого опасались прямых выборов главы государства: первое же голосование в 1848 году обернулось победой Шарля Луи Наполеона, который в 1852 году провозгласил себя императором Наполеоном III и закончил на этом историю 2-й республики. Всего за 50 лет истории 5-й республики в конституцию было внесено 16 поправок.
Одна из самых известных конституций — конституция Соединенных Штатов. Она вступила в силу в 1789 году, а первые поправки (Билль о правах) были внесены уже в 1791. Причем поправки были далеко не бесспорны, хоть и говорили о разнообразных правах и свободах жителей США. Дело в том, что не все авторы конституции считали, что в основном законе нужно указывать все права и свободы, достаточно лишь перечисления того, что некоторых прав и свобод нет, а также закрытого списка полномочий федеральной власти. Но победила другая точка зрения, и Билль о правах был принят. Самый долгий период в истории США в течение которого не принимались поправки в основной закон — между 1804 годом (создание современной структуры выборщиков) и 1865 годом (отмена рабства).
Великобритания, как известно, вообще прекрасно обходится без конституции. Однако юристы все-таки выделили некий ряд законов, которые можно охарактеризовать как конституция. Эти многочисленные акты (первый из которых — Великая хартия вольностей 1215 года, последний — Акт о правительстве Уэльса 2006 года) устанавливают отношения органов государственной власти между собой и с гражданами, а также права и свободы граждан и полномочия госорганов.