Вновь появившаяся в публичном поле идея пересадить чиновников на вертолеты для борьбы с пробками кажется здравой. Кортежи випов и впрямь сильно ухудшают ситуацию на дорогах. Однако символически «вертолет вместо мигалки» не снимает базовую проблему — деления на «хозяев жизни» и «простых людей».
В борьбе с московскими пробками чиновники не отказываются даже от довольно экзотических на первый взгляд идей. Для победы над заторами, которые возникают из-за проезда кортежей видных государственных мужей, скажем, рассматривается идея пересадить чиновников на вертолеты. По данным «Ведомостей», такого рода идею обсуждают в московской мэрии и Минтрансе. В столичном департаменте по транспорту сообщение поспешили опровергнуть, отметив, что частные полеты над Москвой вообще запрещены, а сам департамент ни для каких категорий граждан таких планов не прорабатывает.
Сложно сказать, насколько летающие чиновники снизят нагрузку на наземную инфраструктуру. Да и технических проблем должна выясниться масса. Самая простая — в столице нет пока вертолетных площадок и в принципе мест, куда можно посадить вертолет не так уж много. Меж тем одни только первые лица проводят массу совещаний в пределах столицы. Президент может сегодня участвовать в заседании расширенной коллегии Генпрокуратуры, Минприроды или миграционной службы, а завтра пойти в МГУ или Институт стали сплавов. На всех точках президентский вертолет очевидно не посадишь, если, конечно, у генприрокурора и ректора не будет своих вертолетов и своих площадок.
Массовое строительство вертолетных площадок — удовольствие не самое дешевое, но и не запредельно дорогое. Оборудование площадки на крыше здания может обойтись в несколько миллионов долларов. Имеются, впрочем, еще и требования безопасников, необходимы поправки в законодательство, но это тоже чисто технические трудности, которые при желании вполне под силу преодолеть правительственным чиновникам.
Перекрытие дорог для кортежей первых лиц вызывает известное и довольно сильное раздражение у столичных и подмосковных автомобилистов. Да и сами проблесковые маячки уже несколько лет выступают в качестве аллергена для автолюбителей и даже стали символом протестного движения за равноправие на дорогах. Власти это хорошо понимают. Как заявлял пару лет назад в Госдуме бывший глава ГИБДД Виктор Кирьянов признавал, что остановка движения на всего несколько минут означает огромные пробки. «Но, наверное, безопасность тех, кого сопровождают, превыше этого», - оговаривался главный автоинспектор страны (понятно, что безопасность топов проходила не по его ведомству).
Про вертолетное сообщение в столице говорят уже давно. А в Питере некоторые бизнесмены вполне используют вертолеты — получается некоторая экономия времени, которая, по всей видимости, важнее трат на содержание недешевого транспорта. А подмосковный губернатор Борис Громов во время транспортного коллапса на Ленинградском шоссе летом 2010 года советовал всем следовать его личному примеру и пересаживаться на вертолеты. Губернатор, разумеется, высказался не совсем корректно, ведь в пробках тогда стояли десятки тысяч людей, но это можно было списать на нервозность — московская мэрия тогда обвинила подмосковных коллег во всех грехах.
Впрочем, если даже дело дойдет до дела, реакцию граждан предсказать будет сложно. Кортежи с мигалками сегодня воспринимаются не только как источник пробок, но и как символ социального расслоения (на «хозяев жизни» и всех остальных) и общей несправедливости. В этом смысле конкретное недовольство «кастой мигалочников» легко может превратиться в не менее неприятное раздражение от оторвавшихся от реальности и земли окончательно «правителей-воздухоплавателей».
Вертолет в этом плане будет еще нагляднее. А если с ним еще и будет пара вертолетов сопровождения - «классовое недовольство» вполне может просто переместиться с земли в воздух.
В 2003 году с штабе Союза правых сил накреативили ролик, в котором лидеры партии летели над Россией на самолете. Подчеркивался масштаб страны, видимо, и желание решить ее, такой большой, проблемы. Причем максимально оперативно. Однако воспринимался ролик именно в контексте окончательного отрыва «либералов» от «народа». Может и не совсем так, но факт остается фактом — в парламент СПС не попал. Затея с вертолетами вполне может пройти по той же «отрывной» категории — власть у нас ныне несильно жалуют.