будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Усыскин Лев

Первый наш ваятель

29 ноября (н. ст.) 1744 г., вспокойное мирное время начала царствования императрицы Елизаветы Петровны, вСанкт-Петербурге скончался художник, скульптор и архитектор Растрелли – не тот,кто построит потом Зимний дворец, а его отец, человек, самой знаменитой работойкоторого является конная статуя Петра Великого ("прадеду – правнук")на площади Коннетабля перед Инженерным замком. Впрочем, нынешняя публика, саматого не подозревая, знакомится с творением этого мастера главным образом в иномместе – в световом зале Московского вокзала, где установленный бронзовый бюсттого же Петра является точной копией растреллиевской работы – независимо оттого, кем она нынче подписана.

Родился Б. Растрелли 11 января1667 г. в весьма состоятельной дворянской семье во Флоренции, где началполучать художественное образование, продолженное уже в Риме. С чего Бартоломеоначинал свой творческий путь – мы, похоже, не узнаем никогда: ранних работ егоне сохранилось. Известно лишь, что ни во Флоренции, ни в Риме он особой славы иособых денег не сыскал – да и время в этих местах было не урожайное… В 1700 г.Растрелли, женившийся на испанской дворянке, переезжает в Париж, надеясьобрести счастье во Франции Людовика XIV, щедрой к художникам. Там, в Париже молодая семья обрелапополнение – родился первенец, Франческо, тот самый, которому выпадет статьсимволом русского архитектурного барокко. (Почему-то у нас его станут потомназывать Франческо Бартоломео Растрелли – при том, что Бартоломео Растрелли-млбыл его родным братом и тоже служил архитектором. Вот и слились два человека вединое имя! Бывает…)

Парижский периодРастрелли-старшего, продолжавшийся более пятнадцати лет, известен нам покрайней мере двумя его скульптурными работами – ныне существующей мраморнойстатуей Марии Магдалины (1706) и выполненного в следующем году несохранившегося надгробия маркизу де Помпонну. Успех, однако, был весьмаотносительным – чего, в общем, и следовало ожидать: воспитанный на бароккомастер выглядел в осваивавшей классицизм Франции уже некоторым анахронизмом.

К тому же периоду жизни Растреллиотносится и обретение им титула графа Папского государства. По одним сведениям,титул был просто куплен в 1704 г., по другим – получен в награду от короля какраз за надгробие Помпонну. Как бы то ни было, с того времени Растрелли всегдадобавлял к своим инициалам буковку C.,  полное же имя писалкак Bartolomeo Comte de Rastrelli.В России же по смерти скульптора эта дополнительная буква почему-то сталавосприниматься как второе имя – Карл. И до сих пор во многих довольно серьезныхизданиях отец русской круглой скульптуры значится как Бартоломео-КарлоРастрелли. Что его самого, наверное, изрядно бы удивило. (Ну, да у нас инемецкое имя императора Петра IIIвезде пишется как Карл Питер Ульрих, хотя никаким Ульрихом он никогда и впомине не был!)

В Россию Растрелли приехал вмарте 1716 г. Скульптор был нанят Н. Зотовым и подписал в мае 1715 г.трехлетний контракт (растянувшийся потом на всю жизнь). Это было время увлеченияПетра Францией, шашней с окружением малолетнего Людовика XV, волны импорта специалистов из этойстраны. Год с небольшим спустя и сам царь окажется во Франции – восполняяпробел своего европейского путешествия 1697-1698 г.г.

В России Бартоломео должен былзаниматься проектированием дворцов, садов, каскадов и фонтанов, изготовлениемстатуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливкой скульптуры из меди,свинца и железа, изготовлением портретов из воска и гипса, штемпелей длячеканки медалей и монет, созданием декораций и машин для театральныхпредставлений. Говоря иными словами, Растрелли нанимали не только и, возможно,не столько в качестве художника, сколько в качестве инженера довольно широкогопрофиля. Это вполне укладывается в русло мировосприятия Петра и его"птенцов", воспринимавших красивое через призму регулярного. В то жевремя, это укладывается и в русло гораздо более давней русской традиции –достаточно вспомнить приглашенного из Италии в 70-е годы ХV века Аристотеля Фиорованти – автораУспенского собора Московского Кремля. Этот человек также был малоизвестен народине в качестве архитектора, зато обладал инженерными навыками самого разноготипа – умел и пушки лить (Растрелли, впрочем, тоже отметился на этом поприще),и монеты чеканить, и многое прочее. Все это нашло в России Ивана Великогоприменение, но в истории он остался именно Успенским собором – шедевромархитектуры, исключительно своеобразным и неповторимым примером плодотворнойэклектики, чарующего синтеза североитальянского Ренессанса ирусско-византийского крестово-купольного зодчества.

То же, в целом, случилось и сРастрелли: в пятидесятилетнем, не хватавшем прежде звезд с неба, скульпторесловно бы проснулся ранее дремавший талант – все его русские работы безусловнохороши – и первый в России конный монумент, и два сохранившихся бюста Петра,сделанные с использованием снятой с императора восковой маски, и эрмитажная"восковая персона", и статуя Анны Иоанновны с арапчонком, и бронзовыйМеншиков – едва ли не первая скульптурная работа мастера, сделанная в России…

В чем же причина этого чудапреображения? Видимо, в достаточно тонком нюансе: финальное качествопроизведения искусства зависит не от одного лишь дарования художника, но и взначительной степени – от специфики заказчика. В нашем случае позициязаказчиков была практически идеальной: и Меншиков, оказывавший скульпторупокровительство, и прочие клиенты испытывали, с одной стороны, почтениенеофитов перед признанным мастером. С другой же – вполне четко осознавалиидеологическую компоненту своего заказа. (Либо же эта компонента просто виталав воздухе – не важно.) Лучше на свете и не бывает: заказчик не дергаетисполнителя за руку, но имеет четкие критерии соответствия результата своемузамыслу. А может – все дело в совершенно уникальном пафосе создания еще однойнациональной европейской культуры с чистого листа – тот, что привлекал в ту,плохо обустроенную, нерегулярно оплачиваемую и неуютную петровскую Россию целыйряд первоклассных европейских интеллектуалов. Пафос, с тех пор утраченный,вообразить который нам сейчас едва ли под силу.

* * *

Юрий Тынянов. «Восковая персона», 1930 г.:

«Его пропустили с подмастерьем,господином Лежандром. Господин Лежандр шел по улицам с фонарем и освещал дорогуРастреллию, а потом внизу доложил, что просит пропустить к герцогу и его,подмастерья, господина Лежандра, потому что бойчей знает говорить по-немецки.

Их допустили.

По лестнице граф Растреллий всходил бодро и щупал рукойперилы, как будто то был набалдашник его собственной трости. У него были рукикруглые, красные, малого размера. Ни на что кругом он не смотрел, потому чтодом строил немец Шедель, а что немец мог построить, то было неинтересноРастреллию. А в кабинетной – стоял гордо и скромно. Рост его был мал, животвелик, щеки толстые, ноги малые, как женские, и руки круглые. Он опирался натрость и сильно сопел носом, потому что запыхался. Нос его был бугровый,бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф, которым обделан фонтан.Нос был как у тритона, потому что от водки и от большого искусства графРастреллий сильно дышал. Он любил круглоту и если изображал Нептуна, то именнобрадатого, и чтоб вокруг плескались морские девки. Так накруглил он по Неве доста бронзовых штук, и все забавные, на Езоповы басни: против самого Меньшиковадома стоял, например, бронзовый портрет лягушки, которая дулась так, что подконец лопнула. Эта лягушка была как живая, глаза у ней вылезли. Такогочеловека, если б кто переманил, то мало бы дать миллион: у него в одном пальцебыло больше радости и художества, чем у всех немцев. Он в один свой проезд отПарижа до Петерсбурка издержал десять тысяч французской монетой. ЭтогоМеньшиков до сих пор не мог позабыть. И даже уважал за это. Сколько искусств онодин мог производить? Меньшиков с удивлением смотрел на его толстые икры. Ужбольно толстые икры, видно, что крепкий человек. Но, конечно, Данилыч, какгерцог, сидел в креслах и слушал, а Растреллий стоял и говорил.

Что он говорил по-итальянски и французски, господинподмастерье Лежандр говорил по-немецки, а министр Волков понимал и уж тогдадокладывал герцогу Ижорскому по-русски.

Граф Растреллий поклонился и произнес, что дук д'Ижора –изящный господин и великолепный покровитель искусств, отец их, и что он толькодля того и пришел.

– Ваша алтесса – отец всех искусств, – такпередал это господин подмастерье Лежандр, но сказал вместо «искусств»: «штук»,потому что знал польское слово – штука, обозначающее: искусство.

Тут министр господин Волков подумал, что дело идет огрудных и бронзовых штуках, но Данилович, сам герцог, это отверг: ночью в такоевремя – и о штуках.

Он ждал.

Но тут граф Растреллий принес жалобу на господина деКаравакка.

Каравакк был художник для малых вещей, писал персонынебольшим размером и приехал одновременно с графом. Но дук явил свою патронскуюмилость и начал употреблять его как исторического мастера и именно ему отдалподряд изобразить Полтавскую битву. А теперь до графа дошел слух, что готовитсясо стороны господина де Каравакка такое дело, что он пришел просить дука в этодело вмешаться.

Слово «Каравакк» Растреллий картавил, грозно, спрезрением, как бы каркал. Слюна брызгала у него изо рта.

Тут Данилыч нацелился глазом: зрелище художника стало емуприятно.

– Пусть говорит о деле, – сказал он, – длячего у них стала ссора с Коровяком. Коровяк вострый маляр и беретдешевле. – Ему была приятна ссора Растреллия с Каравакком, и если б нетакое время, он что бы сделал? Он созвал бы гостей, да позвал бы того Растреллияи Коровяка, и стравил бы их, аж до драки. Как петухов, этого толстого с тем, счернявым.

Тут Растреллий сказал, а господин Лежандр пояснил:

– Дошло до его слуха, что когда император помрет, тогосподин де Каравакк хочет делать с него маску, и господин де Каравакк не умеетделать масок, а маски с мертвых умеет делать он, Растреллий.

Но тут Меньшиков легонько вытянулся в креслах, воздушнососкочил с них и подбежал к двери. Заглянул за дверь и потом долго глядел вокошко; он смотрел, нет ли где изыскателей и доносителей.

Потом он приступил к Растреллию и сказал так:

– Ты что бредишь непотребные слова, относящиеся ксамой персоне? Император жив и нынче получил облегчение.

Но тут граф Растреллий сильно махнул головой с отрицанием.

– Император, конечно, умрет в четыре дня, – сказалон, – так говорил мне господин врач Лацаритти.

И тут же, поясняя речь, ткнул двумя толстыми и малымипальцами вниз, в пол, – что именно в четыре дня император, конечно, пойдетуже в землю.

И тут Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение,потому что никто еще из посторонних так явно не говорил о царской смерти. Онпочувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бывозносится в воздухе над своим состоянием. Все переменилось в нем. И уже застолом и в креслах сидел спокойный человек, отец искусств, который более неинтересовался мелкой дачей.

Тут Растреллий сказал, а господин подмастерье Лежандр иминистр Волков перевели, каждый по-своему:

– Он, Растреллий, это хочет для того сделать, что тойлюбопытной маской он надеется приобрести большое внимание при иностранныхдворах, и у Цесаря, равно как и во Франции. А зато обещается он, Растреллий,сделать маску и с самого герцога, когда тот умрет, и согласен сделать емупортрет, медный, небольшой, с герцогской дочери.

– Ты ему скажи – я сам с него маску спущу, –сказал Данилыч, – а с дочки пусть сделает середней величины. Дурак.

И Растреллий обещался.

Но потом, потоптавшись, побулькав толстыми губами, онвытянул вдруг правую ручку – на правой ручке горели рубины и карбункулы – истал говорить до того быстро, что Лежандр и Волков, открыв рты, стояли и ничегоне переводили. Его речь была как пузырьки, которые всплывают на воде вокругкупающегося человека и так же быстро лопаются. Пузырьки всплывали и лопались– инаконец купающийся человек нырнул: граф Растреллий захлебнулся.

Потом герцогу доложили: есть искусство изящное и самоеверное, так что нельзя портрет отличить от того человека, с которого портретделан. Ни медь, ни бронза, ни самый мягкий свинец, ни левкос не идут противтого вещества, из которого делают портреты художники этого искусства. Искусствоэто самое древнее и дольше всего держится, еще со времен даже римскихимператоров. И вещество само лезет в руку, так оно лепко, и малейший выем иливыпуклость, оно все передает, стоит надавить, или выпятить ладошкой, иливлепить пальцем, или вколупнуть стилем, а потом лицевать, гладить, обладить,обровнять, – и получается: великолепие.

Меньшиков с беспокойством следил за пальцами Растреллия.Маленькие пальцы, кривые от холода и водки, красные, морщинистые, мяливоздушную глину. И наконец, оказалось еще следующее: лет двести назад нашли витальянской земле девушку, девушка была как живая, и все было как живое исверху и сзади. То была, одни говорили, статуя работы известного мастераРафаила, а другие говорили, что Андрея Верокия или Орсиния.

И тут Растреллий захохотал, как смеется растущее дитя: егоглаза скрылись, нос сморщился, и он крикнул, торопясь:

– Но то была Юлия, дочь известного Цицерона, живая,то есть не живая, но сама природа сделала со временем ее тем веществом. –И Растреллий захлебнулся. – И то вещество – воск.

– Сколько за тую девку просят? – спросил герцог.

– Она непродажна, – сказал Лежандр.

– Она непродажна, – сказал Волков.

– То и говорить не стоит, – сказал герцог.

Но тут Растреллий поднял вверх малую, толстую руку.

– Скажите дуку Ижорскому, – приказал он, –что со всех великих государей, когда умирают, непременно делают по точной меркетакие восковые портреты. И есть портрет покойного короля Луи Четырнадцатого, иего делал славный мастер Антон Бенуа – мой учитель и наставник в этом деле, итеперь во всех европейских землях, больших и малых, остался для этого дела одинмастер: и тот мастер – я.

И пальцем ткнул себя в грудь и поклонился широко и пышнодуку Ижорскому, Данилычу.

Спокойно сидел Данилыч и спросил у мастера:

– А ростом портрет велик ли? Растреллий ответил:

– Портрет мелок, как сам покойный французскийгосударь был мал; рот у него женский; нос как у орла клюв; но нижняя губасильна и знатный подбородок. Одет он в кружева, и есть способ, чтоб онвскакивал и показывал рукой благоволение посетителям, потому что он стоит вмузее.

Тут руки у Данилыча задвигались: он был малознающ вустройствах, но роскошен и любил вещи. Он не любил художества, а любилдосужество. Но по привычке спросил, как бы из любознания:

– А махина внутри или приделана снаружи, и из сталиили железная – или какая?

Но тут же махнул рукой и сказал:

– А обычай тот глуп, чтоб персоне вскакивать ивсякому бездельнику оказывать честь, да и не время мне сейчас.

Но после краткого перевода Растреллий поймал воздух вкулак и так поднес герцогу:

– Фортуна, – сказал он, – кто нечаянноногой наступит – перед тем персона встанет, все то есть испытание фортуны.

И тут наступило полное молчание. Тогда герцог Ижорскийвынул из глубокого кармана серебряный футляр, достал из него зубочистку ипочистил ею в зубах. – А воск от литья, от фурмов пушечных чтоостался, – на тот портрет годится? – спросил он потом.

Растреллий дал гордый ответ, что нет, не годится, нуженсамый белый воск, но тут вошла Михайловна.

– Зовут, – сказала она.

И Данилыч, светлейший князь, встал, распоряжатьсяготовый».

См. также:

  • Усыскин. Торжество личного над государственным
  • Усыскин. Судьба корабля
  • Усыскин. Триумф лифляндской прачки
  • Усыскин. Последняя встреча Петра и Карла
  • Усыскин. Науки юношей питают
  • Усыскин. Демократическая реформа Петра Великого
  • Усыскин. Цена царской истерики
  • Усыскин. Березовский генералиссимус
  • Усыскин. Собор Московской Богоматери
  • Усыскин. Непрерывное улучшение жилищных условий
Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).