Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр РФ Владимир Путин назначили новым руководителем аппарата правительства Вячеслава Володина. Новый глава аппарата правительства сохранил пост вице-премьера. Партийцы поспешили назвать это победой партии. Но, скорее, речь идет об аппаратной победе самого Володина или первого замглавы администрации президента Владислава Суркова. «Партию власти» в целом процесс не затрагивает — в «правящую партию» она пока усиленно отказывается превращаться.
Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр РФ Владимир Путин назначили новым руководителем аппарата правительства Вячеслава Володина - главу секретаря президиума генсовета "Единой России". Новый глава аппарата правительства сохранил пост вице-премьера. Глава государства подписал соответствующий указ во время встречи с Володиным. Медведев отметил, что кандидатуру Володина предложило правительство и он «склонен согласиться». Президент добавил, что Володина «знает достаточно давно»
Партия ликует. Сайт «Ер.ру» опрос политтехнологов озаглавил «партийно-аппаратная сенсация. Назначение Вячеслава Володина на пост руководителя аппарата правительства РФ вместе с наделением полномочиями мэра Москвы Сергея Собянина – реальное усиление правящего тандема. Такое мнение в четверг, 21 октября, высказал в комментарии ER.RU руководитель Общественного совета Президиума Генерального совета «Единой России» Алексей Чеснаков: «Президент и председатель правительства сделали абсолютно логичный и правильный выбор. Вячеслав Володин может значительно усилить работу исполнительной власти, потому что хорошо знает не только социально-экономические проблемы регионов, но и политические механизмы, а также обладает серьезным опытом работы, начиная с муниципального уровня и заканчивая Государственной Думой. Это назначение вместе с наделением полномочиями мэра Москвы Сергея Собянина – реальное усиление правящего тандема». Даже Борис Грызлов, находящийся с Володиным в непростых отношениях, сдержанно поздравил его с назначением, отметив «большой кадровый потенциал партии».
Важно отметить, что Володин стал вице-премьером. То есть за главой аппарата сохранился статус, полученный при назначении Сергеем Собяниным. Такой статус — серьезное повышение Вячеслава Володина в аппаратной иерархии.
Служители партий и власти
Назначение Вячеслава Володина - не просто личный успех партийца, но и некое преломление тренда. По сути, Володин стал первым статусным партийцем, назначенным на столь высокий пост. В других случаях статусные единороссы назначались на ответственные посты не как члены партии. Сергей Шойгу партию (вернее, движение «Единство») основывал как министр по делам ЧС, единственный авторитетный и популярный силовик в то время. Сергей Собянин (член Высшего совета ЕР) был назначен на пост главы администрации президента как губернатор Тюменской области, то есть за управленческие, а не партийные доблести. То же касается и министра природных ресурсов Юрия Трутнева, бывшего до назначения губернатором Пермской области. Вице-премьер Жуков был к моменту назначения вице-премьером парламентарием со стажем и имел репутацию видного экономиста. Для них партийность была маркером лояльности, лишь дополнительной характеристикой.
Конечно, партии лестно указывать на то, что столько-то ее членов действительно руководит государством, но то партия. Большая часть кабинета вовсе безпартийны и, похоже. Никуда вступать не собираются, несмотря на периодически возникающие слухи об их скором вступлении в ту или иную политическую структуру. Так, министра финансов Алексея Кудрина газеты несколько лет назад активно «сватали» в ЕР, не так давно поползли слухи о его намерении возглавить «Правое дело».
Впрочем, имеется опыт партийных назначенцев высокого уровня. В кабинете Примакова два министерских кресла выторговали себе коммунисты (министры Геннадий Кулик Кулик и скончавшийся в этом году Юрий Маслюков). Прославившийся «банным скандалом» министр юстиции Ковалев также был коммунистом. Бывший лидер «Яблока» Григорий Явлинский несколько раз от постов в правительстве отказывался (последний раз не удались переговоры по поводу непонятного «министра экологии»). Яблочники Оксана Дмитриева и Михаил Задорнов занимали министерские посты. А после провала на выборах правых партий в 2003 году омбудсменом был назначен представитель «Яблока» Владимир Лукин (буква «л» в аббревиатуре — «Явлинский, Болдырев, Лукин»). Игорь Артемьев из «Яблока» стал главой ФАС. Министром был Сергей Калашников из ЛДПР. До сего дня особых успехов «партий власти» (за исключением десанта «Демвыбора России в 90-е годы) в госуправлении не вспоминается.
Теперь же сделавший карьеру в Саратове, а потом несколько возглавлявший президиум генсовета ЕР Володин назначается на ключевой пост главы аппарата правительства. Для пояснения: глава аппарата — это вроде начальника штаба в армии (и к тому же старший интендант). Или системный администратор в офисе. Пока все идет нормально, он незаметен, но в его власти прекратить всю работу ведомства по ошибке или злому умыслу. Через него проходит документооборот, он может придержать бумаги, дабы дать пройти альтернативному варианту решения и так далее. Фигура ключевого значения для госуправления.
Стать правящей партией
Однако же сложно интерпретировать вслед за представителями ЕР новый пост Володина как исключительно партийную победу. Да, это может восприниматься как обретение субъектности партией. Вроде бы ее представитель назначен на крупный государственный пост. Однако для «Единой России» повышение Володина скорее потеря. Во-первых, она теряет председателя ЦИК. Во-вторых в партии уменьшается - в случае если Володин отойдет от решения партийных проблем - число центров силы в ЕР уменьшится. Если же Володин продолжит влиять на партийные расклады — за счет статуса он сможет делать эффективнее, нежели до сих пор. Что-то вроде — фракция Володина усиливается, фракция Грызлова ослабляется. Происходит перекос в управлении «партией власти», с последующим приведением в движение всех механизмов подковерных игр.
Для формирования настоящей партийной (пусть и полуторапартйной) политической системы эти аппаратные разборки мало что будут значить. «Единая Россия» пока остается административным придатком и не стала самостоятельной политической силой. Неслучайно обозреватели называют назначение Володина лоббистским успехом первого замглавы администрации президента Владсилава Сурков. «Партия власти» - в лице ее руководства — подотчетна администрации президента. Самостоятельные политические высказывания она себе почти не позволяет. До реакции президента или премьера (иногда и обоих) лидеры ее мало когда высказываются (в этом партию даже Глеб Павловский упрекал — см. Грызлов vs. Павловский).
Покуда партии всецело зависят в политическом поле от административного ресурса, а граждане к ним относятся с недоверием (доверие не берется из ниоткуда, надо заниматься работой), ожидать появления сильных партий не следует. Не из воздуха же они возникнут. Превращение из «партии власти» (как иронизировали оппозиционные острословы, это означает, что у власти есть партия, а не у партии — власть) в «правящую партию» - для этого требуется политическая воля, ответственность и уметь рисковать и играть по-крупному. В современных российских партиях такого кадрового потенциала пока не видно. Видно желание посредством «партии» пробиться во «власть». У Вячеслава Володина это получилось. Получится ли в целом у партии – крайне сомнительно.