Первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах» спущен на воду со стапеля судоверфи «Звезда» в Приморском крае. Танкер нового поколения сможет перевозить нефть в неограниченном районе плавания, а главная и вспомогательная энергетические установки работают как на «традиционном» топливе, так и на сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.
Длина судна — 250 метров, ширина 44 метра, дедвейт 114 тысяч тонн, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. «Владимир Мономах» — первое из 12 судов такого класса, которые заказаны верфи «Звезда».
Даже спуск на воду «Владимира Мономаха» стал уникальный операцией. Танкер был спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел», одного из самых крупных в России. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.
Подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс» состоялось в сентябре 2017 года, когда на ССК «Звезда» приехал Владимир Путин. 11 сентября 2018 года, также в присутствии президента, состоялась закладка первого танкера класса. До операции по спуску на воду «Владимира Мономаха» в производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось четыре «Афрамакса», а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Суда строятся для «Роснефтефлота».
Танкеры «Афрамакс» станут первыми судами такого типа, построенными в России. Танкеры оснащены самой продвинутой системой автоматизации, а высокая экологичность танкеров особенно важна для работы в арктическом регионе.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом инвесторов во главе с компанией «Роснефть». При строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире. Строительство ССК «Звезда» ведется в две очереди. В эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. Построенные цеха дали возможность не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс».
«Большинство российских верфей созданы много десятилетий назад, порой еще до революции, поэтому несут огромное количество "родимых пятен" старой, неэффективной инфраструктуры», — указывает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Со "Звездой" — обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у неё будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны "Голиаф", молодой творческий коллектив, огромное количество различного рода машиностроительного оборудования, как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения как танкеры Афрамакс и атомные ледоколы "Лидер", пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь», — объяснил Пухов.
«Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом, — отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения. Прежде всего, речь идёт, о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи "Звезда", строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также платформы, суда обеспечения. И важно иметь в виду, что все это — инвестиции в реальные инновации, потребуются высокотехнологичные разработки, которые будут способствовать развитию судостроения».
«Предполагается, что на "Звезде" будут построены 200 плавсредств, — отмечает генеральный директор ИнфоТЭК-Терминал Рустам Танкаев. — Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники. Фактически, мы стоим у истоков новой отрасли промышленности — тяжелого судостроения и базой для неё станет "Звезда"».