Новость, всерьез взволновавшая интернет-общественность: дочка» компании - ООО «Газпром информ» - объявила тендер на создание «Мобильного автоматизированного рабочего места председателя правления ОАО "Газпром"», стоимостью 119,748 млн рублей. Речь, согласно техзаданию, идет о «мобильном устройстве», которое сможет выполнять все те же функции, что и стационарное «автоматизированное рабочее место» главы «Газпрома». Ну, скажем, Алексей Миллер или его преемник сможет легко посмотреть на то, как и где в данный момент идет добыча газа или нефти.
Сообщение, может, и не стало бы волновать интернет-общественность, но по форме это «устройство» будет представлять из себя «мобильный компьютер, относящийся к типу планшетных компьютеров на базе операционной системы iOS». Из чего и журналисты ,и тем более блогеры, сделали вывод: в «Газпроме» настолько сбываются мечты, что даже планшет у Миллера будет стоить 4 миллиона долларов. Для iPad цена, очень мягко говоря, нетривиальная. В сети тут же начали ерничать, подумывая, какое количество золота и бриллиантов будет на планшетнике главного российского газовика. Представлялось пользователям, видимо, нечто класса luxury, лимитированное издание только для нуворишей.
И правда будоражит воображение: мобильный гаджет ценой в пару танков или недорогой самолет. Практически картинка из известного номера телеюмористов «Я хочу быть акционером ОАО «Газпром»: «По нашей славной корпоративной традиции/ Свой день рождения отпраздную в Ницце/ Попеть приглашу Бритни Спирс с Мадонной/ Чтобы не быть в компании белой вороной». Ну и где главный месседж: «ведь это же наш общий газ, а мечты сбываются только у вас».
В общем виде известно, как у нас организуются зачастую тендеры госкомпаний или ведомств: под одного исполнителя, с многократным, порой в десятки раз превышающим реальный, перерасходом средств, которые «пилятся» между заинтересованными в том лицами. Вполне возможно, что здесь схема примерно та же, но это надо доказывать, довольно долго и муторно. Как это делают некоторые общественники-энтузиасты (из того же проекта «РосПил» Алексея Навального).
На деле речь идет о сложном техническом устройстве, так что надо быть всерьез погруженным в тему, дабы представить, сколько это на самом деле может стоить. Для чего, конечно, большинству остроумцев просто не хватит квалификации. Автору данного текста точно не хватит, потому сошлемся на мнение вроде бы эксперта: ведущий блога «об Apple и мобильных технологиях и прочих IT-штучках» alexmak.net пишет: «Речь идет о разработке программно-аппаратного комплекса, состоящего не только из iPad, который будет, по сути, интерфейсом к системе, но и из серверного ПО, которое будет аккумулировать данные и поставлять их в приложение на iPad с соответствующей визуализацией и интерфейсами для принятия решения. Я представляю себе, что в стоимость контракта, скорей всего, включена и стоимость лицензий серверного ПО (например, какой-нибудь SAP), и внедрение этого решения, и разработка мобильного приложения». И далее: «стоимость подобного проекта, скорей всего, существенно завышена, но она точно отличается от стоимости одного iPad на сайте Apple». В общем, если и нахимичат, то точно не «айпадом в золотом корпусе».
Тут конечно вопрос, насколько необходим этот проект (много лет вроде бы тот же Миллер обходился безо всяких планшетов), кто выиграет тендер, вообще — как компании с гоучастием тратят свои (а стало быть и государственные тоже) деньги. Вопросов и впрямь масса.
И главный: а почему все с такой охотой обсуждали «золотой айпад в брюликах»? Да ровно потому, что показное роскошество за госсчет, мздоимство и распилы на проектах госкомпаний воспринимаются в сознании, как неотъемлемая часть любого государственного заказа, почти в любой сфере. Мало кто верит, что чиновник или госменеджер, как минимум, не тратит деньги впустую. В общем, и личный опыт подсказывает, что приблизительно так и есть. Вдоль Рублевского шоссе стоят особняки, по Москве ездят дорогие иномарки, повсеместно открыты безумно дорогие рестораны: это видят многие, а многие и догадываются, что за люди там живут, ездят и едят.
В апреле на конференции Гильдии управляющих и девелоперов руководитель отдела загородной недвижимости Knight Frank Андрей Соловьев, в частности, рассказывал, что элитную загородную недвижимость покупают следующие категории граждан: чиновники — 37 процентов, 32 процента сделок приходится на топ-менеджеров сырьевых компаний, 22 процента - на собственников бизнеса, а оставшиеся 9 - на других покупателей. Вот такая вот девелоперская статистика и это только один пример. В таких условиях неудивительной представляется реакция интернет-пользователей про «золотой айпад».