Столичные строительные компании, входящие в Клуб инвесторов Москвы, предложили мэрии свою поддержку для строительства нового следственного изолятора. Строители заявляют, что проект для них имеет исключительно социальное и благотворительное значение, однако в вознаграждение за свои труды хотят получить здание Бутырской тюрьмы — одной из старейших в стране.
Клуб инвесторов Москвы — нечто вроде общественного совета, создать который было решено после встречи девелоперов в Сергеем Собяниным в августе 2013 года. В Клуб входят компании, у которых в портфеле имеется примерно по миллиону квадратных метров площадей. Предполагается, что мэр с Клубом будет встречаться два раза в год — последняя такая встреча как раз состоялась 23 января. По задумке мэрии, Клуб должен представлять из себя не группу лоббистов, а собрание инвесторов, которые являются партнерами правительства города и понимают, что должны участвовать в решении стратегических задач.
По словам председателя совета директоров «Торгового дома "Шатер"» Михаила Хубутии, финансировать переезд Бутырки готовы большинство из 28 компаний, входящих в Клуб. Всего проект оценивается примерно в миллиард рублей.
Новый изолятор должен будет соответствовать всем международным стандартам — камеры должны быть достаточно просторными, оборудованы нормальными туалетами, что позволит содержать задержанных, которые даже не признаны судом виновными, в человеческих условиях.
Хубутия уверен, что новый изолятор нужно строить за пределами МКАД — либо в Новой Москве, либо на территории Московской области. Строительство может вестись и в рамках государственно-частного партнерства, и через специально созданный фонд, это не так важно.
Несмотря на то, что проект был представлен столичным властям как чисто социальный — строители хотят помочь тем, кто сидит в следственных изоляторах в ожидании приговора суда — инвесторы не прочь получить соответствующую премию за свои усилия и затраты.
Участники Клуба ждут, что в обмен на финансирование строительства нового СИЗО получат в управление старое — Бутырскую тюрьму, одно из самых старых заведений такого рода в России.
Во времена правления Екатерины II в Бутырском хуторе была построена казарма Бутырского гусарского полка, при ней существовал острог. В 1775 году в подвале башни при остроге оказался закованный в цепи Емельян Пугачев — на том месте башня стоит и по сей день и носит имя знаменитого заключенного.
Построить основательную тюрьму на месте деревянного острога было решено в 1784 году — императрица даже отправила московскому генерал-губернатору план каменного губернского тюремного замка.
Здание тюрьмы спроектировал знаменитый московский архитектор Матвей Казаков. Бутырский замок (так тогда называли и тюрьмы тоже), помимо помещений для заключенных, имел четыре башни, а также Покровский храм.
С 1868 года Бутырка стала центральной пересыльной тюрьмой — то есть фактически стала выполнять современные функции, осужденные в ней не задерживались, а отправлялись по этапу собственно к местам заключения. В 1879 году Бутырский замок был перестроен, тюрьма приобрела современный вид.
Переоборудование Бутырского следственного изолятора в музей или гостинцу, как того желает Клуб инвесторов Москвы, не такая уж странная идея. Бутырка и правда привлекает к себе внимание вот уже не одно столетие, и многие готовы заплатить за ее посещение — естественно, если это не связано с дальнейшим судебным процессом и переездом в места не столь отдаленные.
Так, например, под Таганской площадью на глубине 60 метров в столице функционирует Музей холодной войны. На этом месте в середине 1950-х годов находился Запасной командный пункт дальней авиации, площадь бункера — более 7000 квадратных метров. В 2006 году Росимущество продало бункер за 65 миллионов рублей. Сейчас, помимо музея, в бункере проходят презентации книг и компьютерных игр, корпоративы, съемки фильмов и телевизионных шоу.
Тюрьмы-отели часто встречаются в европейских странах. Элитный отель занимает сейчас помещения некогда самой старой тюрьмы в Англии, построенной в Оксфорде еще при Вильгельме Завоевателе в 1071 году. В 2005 году тюрьма Ее Величества была выкуплена у правительства гостиничной сетью Malmaison. Дизайнеры решили не сильно менять интерьер. Были сохранены лестницы, голые кирпичные стены и тюремные решетки. Впрочем, на месте бывшей столовой сейчас работает ресторан, а в бывших камерах можно комфортно отдыхать.
Своя тюрьма-гостиница есть и в Стамбуле. В 1966 году отель Four Seasons открылся в бывшей тюрьме султана Ахмета, где, в том числе, содержались представители оппозиции и журналисты.
В швейцарском Люцерне посетители гостиницы Loewengraben получают еду на узких тюремных подносах, а на окнах установлены решетки.
Бывшая российская тюрьма стала гостиницей в столице Финляндии. Hotel Katajanokka в Хельсинки располагается в здании из красного кирпича, где до этого почти полтора века была тюрьма. В 2002 году здание приобрела частная компания, теперь посетители могут забронировать себе на пару ночей одиночную камеру с полным комплектом тюремной мебели.
Впрочем, московская мэрия пока ничего не ответила группе инвесторов — Бутырская тюрьма находится в федеральной собственности, и столичное правительство не может решать ее судьбу. Девелоперы были отправлены напрямую в Министерство юстиции и Федеральную службу исполнения наказаний.
Идея переезда столичного следственного изолятора №2 из исторического здания буквально витает в воздухе — эта тема все время обсуждается в тех или иных кругах. В начале 2013 года о переносе Бутырки за пределы города говорил член Общественной палаты Анатолий Кучерена. В ответ начальник отдела капитального строительства столичного управления ФСИН Сергей Горяников сообщил, что новый СИЗО взамен Бутырки может быть построен в Ватутниках в 15 км от МКАД. Тогда глава ФСИН Геннадий Корниенко заявил, что вопрос упирается в деньги — конкретных предложений от инвесторов к нему не поступало.