будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна
Николаев Антон

Плохо управляемая демократия

Согласно переходным положениям новой редакции закона об общих принципах организации местного самоуправления, до 1 января 2005 года необходимо установить границы муниципалитетов в соответствии с новым законом.

Для сельской местности предполагается двухуровневое местное управление – муниципальные районы и поселения под ними. Для городов предполагается особый тип муниципального образования (городской округ), который решает вопросы местного значения двух уровней. Но как бы там ни было, вопрос о разграничении земель будет решаться на уровне субъекта федерации и, очевидно, в его пользу. Так что непонятно, что в реальности будет означать популярное слово «управляемость» в применении к управлению страной.

При этом правильной, но никем не принимаемой всерьез задачей козаковской муниципальной реформы было сделать местную власть доступной и демократичной, при этом эффективной. Но даже "не всерьез" поставленные цели влияют на форму производимой реорганизации управления территориями: в ее двухуровневой модели эти две противоположности развели - за эффективность отвечать должны районы, а за близость к народу - поселения. При этом, если поселениями должны управлять обязательно выборные люди, то в районе вполне могут сидеть и назначенные.

Реальный смысл проекта - встроить муниципалитеты в систему власти, оставив им некоторые декоративные полномочия. Причем вопрос о том, какие же полномочия будут у местного самоуправления, так и не решен – это должны определить поправки в Бюджетный и Налоговый кодекс в Думе, так и не прошедшие дальше второго чтения. Герман Греф пообещал, что они будут приняты до вступления в силу закона о местном самоуправлении, т.е. до 1 января 2006 года.

Несмотря на все уверения Минфина, что местное самоуправление не потеряет ни в деньгах, ни в финансовой самостоятельности, оно, скорее всего, потеряет и в том, и другом. По словам мэра подмосковного Красноармейска Валерия Пашинцева, по новым правилам город теряет до 20 процентов собственных доходов. Сокращение финансовой самостоятельности провоцирует муниципальное иждивенчество, которое и до всего этого было главной проблемой местного управления. Деньги сверху имеют возможность получить те, кто больше просит, причем у губернатора. Ведь через субъект проходят все федеральные субсидии, а не только те средства, которыми субъект поддерживает муниципалитет.

В этой ситуации трудно представить, что при перекройке территории муниципальные чиновники будут хоть как-то препятствовать воле губернатора. А вопрос достаточно важный – согласно закону, территории между поселениями должны управляться районами. Кроме лесов и водных пространств, это могут быть, например, предприятия, находящиеся в некотором отдалении от населенных пунктов. Доставаясь району, они, по сути, достаются губернатору.

Но главный вопрос даже не в размере полномочий на разных уровнях, а в финансовых стимулах для управленцев на территориях. А это – совсем другая задача, чем просто не волновать губернаторов и уменьшить «нецелевое использование средств», то есть власть местных бюджетов.

В конце прошлой недели на круглом столе, посвященном территориальному планированию как экономической основе местного самоуправления, Владимир Сивицкий, руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, заявил, что в президентской администрации готовятся поправки в предвыборное законодательство, согласно которым можно будет переносить муниципальные выборы для совмещения их с губернаторскими и федеральными.

Совмещение губернаторских выборов с выборами глав местного самоуправления позволит губернаторам проводить в муниципалитеты своих людей, поскольку позволит объединить ресурсы губернаторской и муниципальной кампаний. В том, что касается выборов, «управляемость» действительно в большой мере присутствует, и не обязательно со стороны федерального центра.

Согласно переходным положениям (82 статья) закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", передвигать выборы можно и сейчас, но только до 1 мая 2004 года. По словам Савицкого, разработчиками закона обсуждаются два варианта "удлинения" действия 82 статьи – 31 ноября 2005 и 1 января 2006.

Когда эта норма принималась весной 2002 года, предполагалось, что за этот срок во всех регионах успеют синхронзировать местные выборы с федеральными и дальше они будут такими совмещенными всегда. Теперь же оказывается, что на местах не успевают.

Очевидно, что не в интересах региональных властей перекраивать территории раньше времени и еще допускать к этому новые выборные органы. Известно, что в большом количестве регионов местного самоуправления нет, районные администрации возглавляют назначенные губернатором люди. Согласно же закону о местном самоуправлении, все "муниципии" должны иметь выборные органы. Если их выбрать сразу и отдельно от губернаторских кампаний, они неминуемо будут участвовать в территориальном планировании.

Несмотря на то, что традиционно главная угроза центральной «управляемости» в стране – это политическое влияние губернаторов, нижний, муниципальный уровень, который мог бы рассматриваться как союзник федерального центра, никак не используется. По сути, губернаторам дается возможность создать то местное управление, которое им удобно.

Так что не очень понятно, чем именно собирается управлять «управляемая демократия».

Николаев Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).