Фонд «Петербургская политика» опубликовал сентябрьский рейтинг социально-политической устойчивости российских регионов. Мало кто, конечно, ожидал, что сентябрь будет простым месяцем — все-таки выборы, начало политического сезона, экономические проблемы — но такие потрясения стали сюрпризом, пожалуй, для всех.
Рейтинг ежемесячно публикуется уже три года, его цель — сравнить все регионы России по таком параметру, как социально-политическая устойчивость. Крым и Севастополь, правда, в рейтинг не входят. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная.
Лидером падения, безусловно, стала республика Коми, она за раз потеряла 3 балла. До того антирекорд держала Сахалинская область, которая потеряла 1,5 балла после ареста Александра Хорошавина. В марте задержание главы региона стало стрессом для политической элиты, но, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, все же не сопровождалось одномоментным арестом других высокопоставленных чиновников (в том числе председателя парламента и мэра крупнейшего города) и фактически разрушением существовавшей системы управления.
Вообще арест главы Коми Вячеслава Гайзера и других руководителей Коми, отмечается в докладе, стал серьезным испытанием не только для управленческой системы республики, но и в целом для федеральных и многих региональных элит. Об этом говорит хотя бы то, что за исключением Следственного комитета почти никто из представителей других органов власти не высказывал свою позицию относительно «дела Гайзера». Даже Владимир Путин, назначая нового губернатора региона, воздержался от оценок. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников кажется сделал подчеркнуто обтекаемое заявление, которое было «не лишено оттенка драматизма», отметили эксперты «Петербургской политики».
Второе по величине падение сентября показала Иркутская область, где действующий губернатор Сергей Ерощенко, добровольно пошедший на досрочные выборы, проиграл во втором туре коммунисту Сергею Левченко. Регион потерял 1,5 балла.
Скандал вокруг губернатора Псковской области Андрея Турчака, которого подозревают в организации нападения на журналиста Олега Кашина в 2010 году, а также, судя по всему, связанное с этим исключение из областного парламента депутата Льва Шлосберга привели к тому, что регион потерял 0,5 баллов.
Марий Эл по итогам выборов главы республики потеряла 0,4 балла. Хоть Леонид Маркелов и смог победить в первом туре, но с некоторым трудом — выборы выявили его высокий антирейтинг и «актуализировали электоральный запрос на поиск ему политической альтернативы».
Отразилась на регионах и внешняя политика Москвы. Если раньше фокус был на приграничных с Украиной областях, в первую очередь на Ростове-на-Дону, а также на Дальневосточном федеральном округе в силу «переориентации на Китай», то после начала сирийской кампании особое внимание федеральный центр стал уделять мусульманским республикам.
Так, 17 сентября Владимир Путин в Сочи встретился с главами Чечни и Ингушетии, что многими было воспринято как своего рода посредничество между Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым, которые давно находятся не в лучших отношениях. В целом, отмечается в докладе, Кремлю придется привлекать специалистов по специфике исламского мира для недопущении обострения ситуации вокруг мусульманских территорий.
При всем при этом не стоит забывать, что в сентябре прошел единый день голосования — последний перед выборами в Государственную Думу. По мнению экспертов, занявшие вторые места на губернаторских выборах могут рассчитывать на некоторые преференции на парламентских выборах, а также создаются предпосылки для выдвижения по одномандатным округам претендентов, не подконтрольных действующим губернаторам. Основными лидерами роста в сентябрьском рейтинге стали регионы, руководству которых удалось максимально бесконфликтно провести губернаторские выборы.
Однако влияние на рейтинг оказали и некоторые другие события. Арест по подозрению в получении взятки директора музея «Кижи», бывшего главы Карелии Андрея Нелидова сделал республику одним из наименее устойчивых регионов — 4,3 балла против 4,5 месяц назад.
Хуже дела обстоят только в северокавказских республиках и Новосибирской области. Там спикером регионального парламента стал самовыдвиженец Андрей Шимкив, бывший до того генеральным директором компании «Газпромнефть-Новосибирск», в то время как «Единая Россия» выдвигала на этот пост председателя парламента прошлого созыва Ивана Мороза. Стоит учитывать, что из 76 мандатов 51 принадлежит депутатам-единороссам. И все же за Мороза проголосовал 31 депутат, а за Шимкива — 44, то есть речь идет о фактическом расколе в рядах фракции.
Также из регионов со слабой устойчивостью можно отметить Ярославскую область (4,9 вместо 5,2) — там вообще давно не было спокойно, а в сентябре вдобавок был приговорен к 8,5 годам колонии строгого режима Юрий Ласточкин, бывший мэр Рыбинска, второго по величине города региона. Хотя он и был отстранен от своей должности еще в 2013 году, напоминание о коррумпированности высокопоставленных чиновников всегда нервирует граждан.
Также можно обратить внимание на Самарскую область, рейтинг которой упал на 0,2 балла (6,2 вместо 6,4). Тут сказался и скандал с определением кандидатов от «Единой России» на муниципальных выборах в Самаре, который отразился на отношениях руководства ЕР с губернатором Николаем Меркушиным, и митинги в Тольятти, которые вызваны слухами о предстоящих сокращениях тысяч работников АвтоВАЗа.
Были, конечно, и регионы, социально-политическая обстановка в которых стала стабильней. Самый яркий пример — Омская область, у нее единственной среди российских регионов рейтинг вырос на 0,3 балла (6,0 вместо 5,7). Несмотря на попытку снятия кандидата от КПРФ Олега Денисенко, тому все-таки удалось через суд восстановить свою кандидатуру и выборы получились вполне конкурентные, что было хорошо воспринято в Москве, — но ровно настолько, чтобы действующий губернатор Виктор Назаров чувствовал себя спокойно. У Назарова в итоге было 60% голосов, у Денисенко — 28%.
В целом можно отметить, что сентябрьский рейтинг фонда «Петербургская политика» стал исключительным. Как правило, регионы за месяц теряют или набирают 0,1-0,3 балла, реже до 0,5. Но в последнем рейтинге были установлены новые рекорды, побить которые будет непросто. Средний по стране уровень социально-политической устойчивости до того полгода «болтался» в диапазоне 6,33-6,36 баллов, а в сентябре был оценен в 6,26 баллов, потеряв за несколько недель почти 0,1 балл. Эксперты фонда продолжат и дальше отслеживать ситуацию в регионах, но если аналогичные сентябрьским потрясения будут случаться ежемесячно, то россияне смогут наблюдать за разрушением социально-политической стабильности и без всяких подсказок.