Происходящее сегодня в России сильно напоминает очередную постановку «Титаника» - не в той части, где про любовь, а в той части, где про айсберг. Желающие могут пересмотреть последние 30 минут фильма Камерона, чтобы обновить впечатления. Помните, был толчок, что это – еще неизвестно, но все реагируют по-разному. Где-то продолжают веселиться, а кого-то уже заливает водой, капитан и инженеры ищут планы спасения (тщетно), кто-то пытается эвакуировать деньги, а кто-то близких, коммуникации рвутся, продолжает играть оркестр.
Про оркестр. Заменили ли вы, что в эти дни снова робко появилась эротика на ТВ? А раньше считали, что сие некультурно и развращает. Сегодня сообразили: отвлекает! Жалко, что телевизор – это пока чисто визуальный вид связи в средах, хотя, например, «Филипс» интенсивно работает по технологии Ambilight над расширением пространства. Однако сам эротический объект пока вместе с изображением не поставляется…
А заметили ли вы, что в московских метро снова не скрываясь стали пить пиво прямо из горлышка и милиция как бы смотрит на это сквозь пальцы? А ведь Дума приняла по этому поводу жесткий закон. Впрочем, она так же приняла жесткий закон по поводу непроизносимости публично названий основных мировых валют, что тоже поломалось. Никто не вспоминает думскую глупость, потому что ситуация принципиально не может быть описана без упоминаний доллара и евро. А все вместе это, как ни странно, свидетельствует в пользу того, что кризис все-таки перепахивает нашу жизнь, что в свою очередь делает некоторые опасения предметными: а вдруг уже perestroika?
Недавно был на одном собрании «нью-комсомольцев». «Нью-комсомольцев» – не потому, что они имеют какое-то отношение к ленинскому комсомолу, а потому что близки психотипом. Такие энтузиасты на публику и циничные между собой. На этот раз на публику они решили говорить «про баб» в честь Дня Валентина и с приглашением к диалогу звезды младогвардейцев Марии Сергеевой. Про себя: «Слушай, с какой стати Юргенс вылез со своим докладом,? Сдуру или санкционирован? Дуумвират играет в разногласия или они уже начались?» Как известно, Юргенс – председатель правления Института, попечителем которого выступает сам Медведев, выразил мнение, что негласный общественный договор об ограничении гражданских прав взамен на материальное благополучие близок к расторжению. С чьей стороны, правда, не очень понятно... Может, исключительно со стороны предоставляющих материальное благополучие.
Однако опасения, что таковое расторжение трансформируется в perestroiky все же имеются. М. критиковал реформу образования, проведенную при П., обязал говорить про кризис правду (что как бы соответствует горбачевской гласности), включил в совет при президенте Ирину Ясину, Светлану Сорокину и Дмитрия Орешкина, - что страшно не столько тем, что последние будут подавать М. вредные советы, а тем, что М. «послал сигнал», который был как бы принят. Таким образом, и Юргенс как бы мог согласованно играть роль переднего фланга.
Но в противовес перестроечным ожиданиям, Юргенсу и Сорокиной с Орешкиным – неизменный Виталий Иванов. «В российской истории не было более демократичного режима, чем нынешний. – пишет сей публицист. - Соответственно, любые разговоры о «демократизации» бессмысленны. «Демократизация демократии» суть абсурд». «Нападки на «тандем», настойчивые рассуждения о «неизбежности» трений и конфликтов с головой выдают подлинные мотивы некоторых умеренных». Таков обмен ударами. Дискуссия. Полемика. Имитация напряженной работы мысли.
Кстати, полемика о бабах – тут опять же не о бабах, а, как в смутное время, о грядущем обновлении. Шифровка. Тайнопись. Видите ли, папаша кризис зачал новую Россию, для которой… «Закупайте пачки ОМОН-памперсов - на первых порах новая Россия не будет контролировать свое волеизъявление. Не жалейте денег на натуральные продукты - новой России нужно суверенное питание, а не западные консервы с сомнительными добавками и ароматизаторами. Но это все - впереди, это - условно говоря, концепция «Баба-2020», стратегия поддержки и развития страны - обновленная и скорректированная с учетом нынешних реалий», - так считает аналитик сайта PolitOnline Тимофей Шевяков.
Боюсь, впрочем, что ОМОН-памперсы для новой России – это неожиданное прозрение «комсомольца», а назвать Стратегию 2020 Бабой-2020 просто дурной вкус. Но главное, что если идти дальше по аналогии, то Россия снова окажется в ГУЛАГ-яслях, что будет мало соответствовать perestroike. В этом месседж?
На прошлой неделе о кризисе говорила и заморская звезда - старший вице-президент исследовательского подразделения журнала “The Economist” Дэниел Торнили. Последний устраивает Клуб «4-ое ноября», прежде всего, тем, что всегда высказывается о правительстве России в самых комплиментарных выражениях, за что его всегда и везде приглашают в Москве. Тем не менее, отнюдь не комплиментарны его оценки общей рамки, мировых банков и экономических структур, которые везде «приватизируют доходы, и национализируют убытки. Но ведь России общая рамка не касается, не правда ли?
Пока что, по словам Торнили, общими усилиями в кризис влили где-то триллион новых долларов, а они, ёк, и растворились без остатка. «Когда спрашиваешь финансистов, куда они делись, - говорит Торнили, - они отвечают, мол, чпок, куда-то и делись…»
Продолжался дискурс о модернизации. Если есть перестройка, то должна быть и модернизация? Или модернизация вместо перестройки? Непонятно! Чтобы выяснить это, я лично встретился с сопредседателем Совета по национальной стратегии Иосифом Дискиным, который усиленно разрабатывает эту тему и запускает в верха. Результат встречи здесь. Но лично для себя я обнаружил во время оной неожиданную вещь. Оказывается, сталинисты, которых мы долгое время относили к маргиналам и на которых не обращали внимания, не покладая рук трудились над теорией, что Сталин и есть основной модернизатор XX века. А основывались они на, в общем-то, вполне доказанном факте: Сталин ведь интенсивно уничтожал коммунофашистов, следовательно, сам был либералом и демократизатором.
Не спроста вторым демократизатором в поздней советской истории - по Пушкову (Постскриптум) – теперь выходит глава КГБ Юрий Андропов. А все вместе это суммируется в то, что демократия в России возможна лишь только после того, как народ будет сыт и доволен. Об этом якобы думал Сталин, когда расстреливал право-левую оппозицию, об этом думал Андропов, когда советские войска входили в Прагу, об этом думают П., а может быть, и М. следовательно, не в кризис и не сейчас. То есть никогда.