Напомним, что женщины подали жалобу на запрет Управления паспортно-визовой службы (УПВС) МВД республики фотографироваться на паспорт в головных уборах, ссылаясь на то, что запретительный приказ МВД РФ от 1997 г., на который ссылались в УПВС МВД РТ, имеет дополнение в виде рекомендательного письма Паспортно-визового отдела МВД РФ от 1 августа 1998 года, в котором сделаны исключения для служителей культа и граждан, которые придерживаются религиозных канонов. С началом обмена советских паспортов на новые российские нескольким женщинам в Татарстане удалось получить паспорта с фотографией в платке, однако с февраля 2002 года республиканские отделения УПВС перестали принимать такие фотографии, ссылаясь на устное распоряжение Паспортно-визового отдела МВД РФ.
На первом заседании суда, состоявшемся 19 июля, паспортисты не сумели внятно обосновать свою позицию, потребовав привлечения эксперта.
Как сообщило агентство "Интерфакс-Евразия", выступивший на втором заседании суда специалист экспертно- криминалистического отдела МВД Татарстана Рамиль Шайдуллин объяснил, что для идентификации человека по фотографии необходимо, чтобы у него были открыты лицо, лоб, скулы, нижняя часть подбородка. Суд счел эти доводы достаточными для того, чтобы не разрешить мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках.
Подобное решение вызывает большое удивление хотя бы потому, что паспортно-визовой службе не приходит в голову требовать от мужчин, чтобы они в обязательном порядке брились перед тем, как фотографироваться для документов, удостоверяющих личность, несмотря на то, что борода может скрывать значительную часть лица. При этом многие мужчины носят бороду и усы не постоянно, а значит в некоторые моменты жизни могут оказываться весьма непохожими на фотографию в собственном паспорте, в отличие от верующих женщин, никогда не снимающих хиджаб.
Между тем в ходе процесса выяснилось еще одно обстоятельство - 17 июня МВД РФ телеграммой без каких-либо объяснений уведомило регионы, что рекомендательное письмо 1998 года утратило силу. Неясно, однако, почему этот факт не был приведен в качестве ответа на жалобу жительниц Нижнекамска, и зачем суду потребовалось использовать в качестве формального обоснования своего решения столь мало подходящее для этого мнение эксперта.
Впрочем, сам по себе запрет МВД вызывает также немало вопросов. Начать с того, что он очевидным образом нарушает права верующих мусульманок, принуждая их к совершению действий, прямо запрещенных Кораном, и жестоко попирает их достоинство. Истицы справедливо указывали на то, что если в паспорте будет фотография без головного убора, любой представитель правоохранительных органов для идентификации личности может потребовать, чтобы женщина сняла платок, а для нее это, по мусульманским законам, означает тяжкий грех и позор.
Для российских мусульманок проблема фотографии на паспорт приобретает особенную остроту еще и потому, что ее невозможно обойти при получении заграничного паспорта, необходимого для того, чтобы верующая женщина могла совершить хадж. Ситуация абсурдна: выехать в Мекку мусульманка может только ценой грубейшего нарушения норм исламской нравственности.
Проиграв дело в суде первой инстанции, истицы не намерены прекращать борьбу и собираются обжаловать решение Вахитовского райсуда в Верховном суде Татарстана. Такая настойчивость и тот факт, что за тремя жительницами Нижнекамска и десятью их соратницами, которым Вахитовский суд отказал в приеме аналогичных жалоб, стоит организованная сила в лице Союза мусульманских женщин Республики Татарстан и других национально-культурных организаций, должен заставить власти задуматься и проявлять большую осторожность в решениях.
Очевидно, что отказывая верующим в праве фотографироваться на паспорт в головном уборе, МВД метило главным образом в российских мусульман, или, если быть абсолютно точными - в российских мусульманок. Представители других конфессий, религиозные нормы которых предписывают мужчинам и женщинам носить головные уборы, пока не проявляли активности в борьбе за это свое право, тогда как в мусульманских регионах страны, где в последнее десятилетие наблюдается заметный подъем исламских настроений, публичная демонстрация женщинами своей религиозной принадлежности может принять достаточно массовый характер. Этого-то и опасаются, по всей видимости, правоохранительные органы. Тень исламского экстремизма бродит по России, несмотря на все успокоительные декларации духовных и политических лидеров, и запуганные этим призраком паспортисты решили таким образом внести свой вклад в борьбу с коварным врагом, который почему-то представляется им в виде женщины, укутанной в хиджаб, а не в виде бородатого мужчины с четками и гранатометом.
Интересно, кстати, отметить, что в США после терактов 11 сентября значительно выросло количество женщин, отождествляющих себя с исламской культурой и начавших носить хиджаб. Они решились таким способом манифестировать свое вероисповедание в ответ на кампанию нападок на ислам, развернутую в американском обществе. Более того, парадоксальным образом антиисламская кампания способствовала радикалиации исламских настроений граждан Америки. По замечанию газеты "Washington Post", американские мусульманки надевают хиджаб не только для того, чтобы показать, что они гордятся своей религией, но и в знак того, что они поддерживают борьбу палестинцев. В свете этого остается только удивляться тому, до какой степени виртуозно российское МВД владеет искусством, умело оскорбляя граждан, на пустом месте провоцировать настроения, от которых и до религиозного экстремизма недалеко.
Впрочем, совершая эту ошибку, Россия не одинока. В феврале из Испании поступила информация о том, что правительство Мадрида приняло решение разрешить 13-летней ученице католической школы Фатиме Эль-Хади - уроженке Марокко, исповедующей ислам, - носить на занятиях традиционный мусульманский платок. Администрация школы пыталась настаивать на том, что ношение платка нарушает обязательную школьную форму и является символом дискриминации женщин. Эту позицию поддержал министр образования Испании и некоторые представителями правительства. Однако семья Эль-Хади выиграла дело в суде. Тогда же стало известно о противоположном случае в Сингапуре. Там из школы были исключены три девочки, отказавшиеся на время занятий снять традиционный исламский головной убор, как того требуют школьные правила. Большую часть населения Сингапура составляют буддисты и христиане, мусульман около 15%, в основном это выходцы из Малайзии. Между двумя странами периодически возникают трения, которые, в частности, выливаются в подобные эксцессы в области свободы совести. Малазийская правозащитница Чандра Музафарр так прокоментировала произошедшее: "Нет никаких причин запрещать хиджаб в школе, - сказала она. - Некоторые мусульмане могут интерпретировать это как недостаток уважения к их религиозным символам".
Проблема хиджаба, как мы уже сообщали, недавно встала и в таком вполне светском государстве, как Азербайджан, где женщинам также запрещено фотографироваться на паспорт с покрытой головой, и где запрет носить платок распространился и на студенток некоторых вузов.