Фонд развития гражданского общества представил новый, уже одиннадцатый выпуск Рейтинга эффективности губернаторов. Как и прежде, методика расчета рейтинга строится из пяти тематических модулях, которые учитывают данные социологических исследований фонда «Общественное мнение» и экспертные оценки, соотношение доходов и расходов населения в регионе, показатели социального самочувствия и медиа-составляющая деятельности губернаторов.
В этот раз эксперты ФоРГО, оценивая экономическое развитие регионов, опирались на данные о способности субъектов РФ обслуживать долговые обязательства, а также по динамике промышленного производства и валового регионального продукта. Способность региона обслуживать свои долговые обязательства рассчитывалась из соотношения доходов в консолидированный бюджет региона и уровня его закредитованности.
Отдельно модуль экономического положения региона, как самостоятельный критерий будет включен в методику расчета рейтинга эффективности губернаторов уже со следующего года.
Фактор аффилированности, который был впервые применен при расчете рейтинга в прошлом выпуске, сохранился и в этом. Напомним, что это понижающий коэффициент, основанный на оценке того, насколько губернатор способен обеспечить условия для прозрачного экономического развития в условиях честной конкуренции, и анализ их невовлеченности в деятельность бизнес-структур.
Председатель правления ФоРГО Константин Костин обратил внимание на то, что это первый выпуск рейтинга, где присутствуют руководители всех субъектов: «У нас есть такое правило: чтобы мы начали оценивать деятельность главы региона, он должен проработать на своем посту не менее двух месяцев. В силу того, что в течение двух лет была достаточно заметная ротация, у нас три четверти глав субъектов переподтвердили свои полномочия и получили пост на выборах впервые. Соответственно, сейчас этот процесс становится более планомерным, и этим можно объяснить то, что руководители всех 85 субъектов присутствуют в рейтинге».
Профессор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Николай Петров поделился с «Полит.ру» мнением, что понижение позиций лидеров этого рейтинга говорит не об экономических проблемах в их регионах, а об отношении Центра к губернаторам: «Думаю, что кризис, конечно, на чем-то сказался, но мне кажется важным то, что сегодня, чуть больше чем за полгода до начала активной избирательной кампании по выборам в Государственную Думу, когда обычно Кремль к губернаторам (а мы понимаем, что рейтинг ФоРГО – это во многом кремлевский рейтинг) был максимально расположен, мы видим достаточно резкие действия и со стороны власти и, в том числе, те снижения в рейтинге, которые показывает ФоРГО».
«Конечно, я думаю, что здесь причина не столько в экономике – хотя, возможно, что накануне выборов Кремль дал указание следить за тем, как настроения в регионах в отношении губернаторов падают в том числе в связи и с экономическими проблемами. Но мы видим скорее общее отношение в Центре к губернаторам, которое проявляется в рейтинге не столько, может быть, в отношении каких-то конкретных персоналий, сколько в отношении губернаторов в целом», — полагает Николай Петров.
Лидером рейтинга в этот раз снова стал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, второе место занял глава Татарстана, Рустам Минниханов, а тройка замкнул Владимир Якушев, возглавляющий Тюменской областью. Константин Костин объяснил лидерство Кобылкина рядом причин: «Первая — это, безусловно, экономический потенциал региона, достаточно количество ресурсов, которое позволяет решать самые разные программы от социальных до программ развития субъектов. Второе — это характеристики, управленческие качества самого Дмитрия Кобылкина, поскольку ему действительно удалось собрать очень хорошую команду, там власти разных уровней работают, что называется, в единой концепции, в одной управленческой схеме, что кстати, крайне важно, но немногие субъекты могут этим похвастаться», — рассуждает он, добавляя, что здесь сказывается тот факт, что Дмитрий Кобылкин прежде работал на муниципальном уровне и хорошо понимает ее специфику.
Кроме того, по словам Костина, есть и еще одна причина — это то, что в ЯНАО, по данным Росстата, самое молодое население, которое легче воспринимает все проблемы. «Уровень социального оптимизма у молодых людей, как правило, выше, чем у людей в возрасте», — добавляет глава ФоРГО.
В этот рейтинг были включены и «новички», впервые в него попавшие, губернатор Коми Сергей Гапликов и глава Иркутской области Сергей Левченко. Оба они оказались в третьей группе рейтинга: Гапликов на 62-64 месте, а Левченко на 77-80. Эксперты объяснили это тем, что новички еще во многом находятся под влиянием тех проблем, которые им оставили предшественники. «В Коми доверие население к исполнительной власти надо восстанавливать после того, что произошло, поскольку обвинения связанные с коррупционными преступлениями, с конфликтом интересов, оказывают очень сильное негативное влияние на рейтинги доверия к власти. Кроме того, действительно непростая ситуация, фактически надо заново строить управленческую команду», —считает Костин.
В Иркутской же области поражением экс-губернатора Сергея Ерощенко стал раскол элит, проблема конфликта городской и региональной элиты. «Я думаю, бывшие соратники Ерощенко для победы Левченко сделали больше, чем коммунисты, которые непосредственно участвовали в агитационной кампании», — добавляет глава фонда.
В новом выпуске рейтинга наблюдается тенденция, что экономика выходит на первый план в оценке эффективности работы глав субъектов. Он объясняет, что это происходит сразу по нескольким причинам: «Во-первых, понятно, что это текущая экономическая ситуация. Соответственно, когда ресурсов становится меньше, то самое время проявить свои управленческие таланты и способности, повысить качество государственного управления. Кроме того, мы видим, что по данным разных социсследований, более 50% граждан говорят, что так или иначе негативные последствия кризиса они на себе ощущают. Оценивая деятельность глав субъектов, они эту ситуацию имеют в виду», — говорит глава ФоРГО.
«Я думаю, что в течение полугода именно вызовы в экономике, испытания кризисом и умение работать в антикризисной повестке станут основными трендами, критериями и причинами, влияющими на показатели эффективности того или иного губернатора, потому что, безусловно, об этом говорил президент в послании, дно кризиса мы прошли, но это не значит, что можно успокоиться, и все само собой урегулируется», — говорит Константин Костин, добавляя, что процесс выхода из дна тоже потребует большого количества усилий и высокого уровня управленческих компетенций и высокого уровня качества государственного управления.