12 апреля, в День космонавтики, Валерий Елизаров в Сахаровском центре прочитал лекцию на тему «Сколько нас и куда мы идем? Проблемы и тенденции российской демографии в свете переписи 2010 года».
Валерий Владимирович Елизаров – научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения, заведующий лабораторией народонаселения и демографии экономического факультета МГУ. Также он является членом Экспертного совета при подкомитете по демографии Комитета по труду и социальной политике Государственной думы РФ и Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье» и демографической политике при Совете при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Но это еще не все! Оказывается, он лично видел самого Гагарина – пускай и мимолетно. А еще, кстати, хотел быть космонавтом и даже пробовал поступить в специальное училище. Но все же стал демографом.
Елизаров начал с того, что рассказал, что у нас всегда было плохо с переписью.
В 1937 году за данные переписи руководителей тогдашнего Росгоcстата расстреляли, а несколько десятков сотрудников отправили в лагеря. Валерий Владимирович выразил надежду, что за последнюю перепись никого в лагеря не сошлют, независимо от того, понравятся эти данные кому-то или нет. Все-таки перепись 2002 года дала численность населения на 1 млн. 800 тыс. больше, чем предполагалось, несмотря на сокращение численности населения. Но никого не расстреляли, наоборот, учредили медаль, даже Елизаров удостоился ее.
Валерий Владимирович Елизаров
Он рассказал, что сейчас в России, по сравнению с 2002 годом, население сократилось на 2 млн. 200 тыс. человек, по общим оценкам. Но по данным переписи 2010 года получается, что нас на миллион больше. Почему? Тут Валерий Владимирович рассказал о понятии «демографический баланс».
Чтобы его вычислить, нужно взять численность населения по данным переписи 2002 года, прибавить к ней число родившихся, вычесть число умерших, прибавить число прибывших и вычесть число убывших. Число родившихся с 2002 года у нас 12, 7 млн., умерших – около 17, 4 млн.. Из числа умерших вычитаем число родившихся, получаем 4, 7 млн. – это естественная убыль населения. Еще примерно три млн. человек переехали в Россию на ПМЖ, около 1, 5 млн. - выехали. И осталось 2, 65-2,75 млн.
Валерий Владимирович рассказал, зачем нужна перепись – ведь, по идее, у государства и так есть административные данные. Оказывается, они есть только по взрослому населению, которое имеет право избирать. Большая часть стран проводит перепись, хотя мероприятие это очень дорогое и сложное. США делают это регулярно с 1890 года каждые десять лет, и никакие события на это не влияли. В первой статье американской Конституции было написано, что через 3 года нужно провести перепись и повторять ее каждые 10 лет. Так американцы и стали делать. Им это было нужно по экономическим и политическим причинам - нужно было регулировать численность власти: в большом штате больше людей нужно делегировать в Сенат. C 1800-х годов Европа тоже начала делать перепись, а в 1897 году и Россия ее провела, а вот дальше не получалось.
Елизаров с большой печалью поведал слушателям о нерегулярности переписи в России.
Вся проблема была в том, что наша история была не такой мирной, как американская: нас сильно трясло. Революция, Мировая война, Гражданская война – в общем, перепись провели только в 1926 году. Дальше это сделали снова в 1937 году – через 11 лет, но перепись была признана дефектной.
— Ведь официально читалось, что у нас 170 млн. населения, «жить стало лучше, жить стало веселей». На заседании рядовых комбайнеров в ЦК Сталин сказал, что рождаемость растет, мы прирастает в год на целую Финляндию. А переписчики насчитали 160 млн. c небольшим. Вывод – это все вредители, - рассказал Елизаров.
В общем, всех посадили, а в 1939 году провели еще одну перепись, и эти данные более-менее всех устроили. Тогда много миллионов к Советскому Союзу присоединилось за счет Прибалтики, Белоруссии и Украины.
Потом началась война. В ней потери составили 27 млн.человек. В 1959 году впервые после войны провели перепись – и потом население считали с интервалом 8-10 лет, нас качало. Почему?
В 1970-м году провели не очень качественную перепись. Наша экономика строилась по пятилеткам, и так далее, и получалось, что нужно каждые 9 лет проводить перепись, иначе не успевают подготовить данные. В 1989 году перпись провели, но потом снова начались огромные потрясения. И вот результат - в 1999 году перепись не проводится. Был дефолт 1998 года, не до этого было. Вторая причина – оппозиция Ельцина говорила о геноциде и сокращении населения, возможно, у него не было желания получить неприятные данные. Наконец, перепись прошла в 2002 году, и вот сейчас у нас была попытка попасть в мировую тенденцию и провести перепись в нулевом году. Валерий Владимирович признался, что мечтал об этом уже много лет – чтобы появилась стабильность.
Затем он сделал ряд прогнозов. По мнению Елизарова, до 2030 года население будет убывать, но умеренно - до 139,4 млн. человек. Он сравнил показатели России с показателями других стран.
— У нас европейская рождаемость и африканская смертность, - процитировал лектор кого-то из своих коллег.
Он привел такие данные: среднее число детей на одну женщину в России примерно полтора, это близко к среднеевропейскому показателю. Выяснилось, что в Южной Европе рождаемость ниже, чем в остальных европейских странах. Многие удивляются:
— Когда я спрашиваю студентов, где, по их мнению, выше всего рождаемость: в Норвегии, Швеции, Испании или Италии. Глаза загораются, и девушки говорят – конечно, в Италии, Испании. Они думают, что горячие южные мужчины делают больше детей. Но на самом деле холодные финские парни побеждают – там 1, 8-1,9 – почти два ребенка.
По прогнозам Елизарова, в Европе население немного подрастет, а потом остановится, а в США рождаемость останется на хорошем уровне, и благодаря эмиграции численность населения может возрасти.
Что касается смертности, статистика оказалась неутешительной. Мы сильно отстаем, «даже неудобно называть, на каком мы месте». Это сверхсмертность, цифры чудовищные. Валерий Владимирович считает, что ее уменьшить нельзя, но можно перенести на более поздний возраст.
Это прежде всего смертность мужская. Причины – люди умирают от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных образований. Другие причины: дорожные происшествия, убийства, самоубийства, техногенные катастрофы, утопление, поражение электрическим током и "роcсийская причина" – случайное отравление алкоголем. Вся эта смертность устранима, ее можно снижать.
Елизаров рассказал о том, как пытаются решить демографическую проблему политики.
— Все партии, которые претендуют на серьезное количество мест в парламенте, вставляют в свои программы пункты про демографию, многие заимствуют друг у друга, пытаются приватизировать идеи и экспертов.
Он вспомнил, что было, например, предложение давать отпуск по уходу за ребенком, пока ему не исполнится 7 лет. Хотя понятно, что это экономическая глупость. Обычно такие идеи рождаются у тех депутатов, которые состоят в ЛДПР. Последнее дикое предложение ЛДПР, как рассказал Валерий Владимирович, заключалось в том, что женщинам, которые отказываются делать аборт, а подписывают документ о передаче ребенка государству, следует платить по 100 тыс. рублей.
В то же время концепция демографической политики до 2025 года кажется Елизарову вполне внятным документом: правда, цифры стоят там завышенные, и это вызывает иронию у специалистов. Смертность мы должны снизить на треть, а к 2025-му году – в 1,6 раза. Хотя треть – это и есть в 1,5 раза. Получается, что за первые годы нужно достигнуть невероятных показателей, а потом расслабиться. К тому же с этим планом не сочетаются цифры продолжительности жизни.
Что может (и должно) быть сделано для увеличения численности и качества жизни населения России? На этот вопрос Валерий Владимирович ответил определенно: для увеличения численности нужно уменьшить убыль. Но главное – верная оценка ситуации. В демографии, как в медицине - если врачи неправильно ставят диагноз, то нельзя рассчитывать на правильное лечение.
Он процитировал выступление министра финансов России Алексея Кудрина на экономическом форуме, что, мол, демография – это вызов. Но, по мнению Елизарова, это обстоятельство. У нас остается дефицит мест в детских садах, идет спад численности школьников и студентов. Рождается идея «оптимизации» (то есть увольнения) учителей, идея увеличивать возраст призыва до 30. Сокращение численности населения заставляет говорить о временной трудовой миграции и квотах.
Но Валерий Владимирович смотрит на ситуацию по-другому. По его мнению, налицо неумение работать с демографическими данными, неумение предвидеть, отсюда некомпетеность и в пенсионной реформе, и с детскими садами. Если у нас растет рождаемость, то ясно, что скоро увеличится потребность в детских садах.
Уволили учителей начальных классов - возник дефицит учителей старших классов. Но все это легко просчитывается.
Валерий Владимирович показал слайд с демографической пирамидой, построенной в начале 2010 года: обычно они ровные, с широкими основаниями – много молодых людей, среднее число взрослых и низкое - старых. Но в России она неровной формы. По пирамиде видно многое, например, что в годы войны была маленькая рождаемость, и запрещение/разрешение абортов в 1955 году никак не повлияло на рождаемость.
Демографическая пирамида
Елизаров рассказал, что на 100 девочек рождается примерно 105 мальчиков, и так будет и дальше. Так что песенка «На десять девчонок, по статистике, 9 ребят» неправильная, просто на танцплощадку не все ходили, а кто-то был в армии. Брачный рынок – соотношение женихов и невест – совершенно нормальное, и кто хочет найти себе пару, может это сделать. Но в возрасте примерно 78 лет количество женщин в 2-3 раза больше, чем мужчин. Елизаров подшутил над предложением Жириновского легализовать многоженство - тогда это нужно делать для 70-80-летних женщин. Самые многочисленные наши поколения – в районе 50-60 лет и двадцатилетние - подарок 80-х годов, когда антиалкогольная программа сработала.
Такая неровность структуры должна учитываться. Если подумать о будущем, получится невесело, численность работоспособных людей будет сокращаться на 1 млн. в год, а количество пенсионеров будет увеличиваться. Это скажется на экономике.
Валерий Владимирович сказал, что те меры, которые сейчас приняты для поощрения рождаемости (материнский капитал и так далее), приняты несвоевременно. Стратегия правильная, а тактика – нет. У нас сейчас и так благоприятный тренд. Потом будет закономерный спад – ведь если родили второго ребенка в 82-м – то в 83-м его уже не родят.
— Поэтому перспективы определяются не столько настоящим, сколько, увы, прошлым, - грустно заключил лектор, но вскоре приободрился, рассказывая о том, как много интересного мы узнаем благодаря переписи 2010 года.
Сегодня у нас есть данные переписи 2010 года только по численности населения, остальные еще не готовы. К концу года мы узнаем, сколько в семьях детей, у женщин какого достатка и уровня образования сколько детей, каково распределение по национальностям.
Елизаров повторил, как важно власти знать демографию.
— Мы предлагаем нашим депутатам провести ликбез, но они отказываются. А наши соседи не брезгуют демографическим образованием!
Оказалось, что за последние несколько лет он с коллегами провел около десяти тренингов в Белоруссии, Азербайджане и Узбекистане:
— Даже советник президента Казахстана сидел за партой и решал задачки – она сейчас министр труда.
На вопрос о том, что бы сделал Елизаров, если бы стал президентом, он подумал и сказал, что нам нужен экспертный совещательный орган, который бы занимался демографией. Затем нужно информационное обеспечение – у нас есть перепись, но очень слабая текущая статистика, нет социальных характеристик вступающих в брак, не регистрируется очередность рождения при регистрации детей.
— После развода сколько остается детей? Это нужно вернуть.
Кроме того, у нас нет закона о минимальных социальных стандартах. Государство должно гарантировать минимум обязательств в отношении поддержки семьи. Такого закона нет. А из-за этого 2 млн. женщин не могут выйти на работу, семья лишается второго дохода, дети не получают качественного дошкольного образования.
Демографическая политика должна быть выстроена так, чтобы люди могли свободно и ответственно решать, сколько они хотят иметь детей: хотят – одного, хорошо. Не хотят детей – хорошо. Но если два или три – должна быть экономическая возможность это сделать. Государство должно повысить расходы на поддержку семей с детьми. В европейских странах на это должно быть выделено 2,5% ВВП. У нас 2% было в 1990-м году, 1% – в 1996-м году, 0,3%-0,4% – начало 2000-х, сейчас – 0,7%.
Валерий Владимирович в заключение сказал, что никакие пособия, посулы, материнские капиталы ситуацию не спасут. Люди должны содержать детей на свои трудовые доходы, причем этот расход должен быть включен в зарплату. Минимальная зарплата должна быть такой, чтобы женщина, родившая ребенка, могла его содержать. В СССР минимальная зарплата была 70 рублей, прожиточный минимум – 33 рубля. У нас минимальная зарплата 4330 рублей, а минимум – 6100. Надо подумать о бюджетниках, а остальные подтянутся.