Победа на выборах — это еще не окончательная победа. По крайней мере, в российской политической практике. За победу потом еще следует побороться, чтобы ее не обнулили, не отобрали тем или иным способом. Ведь когда проигравшей власти что-то не нравится, она идет на разнообразные ухищрения дабы победитель от условной «оппозиции» (то есть «неправильный кандидат») почувствовал свою слабость. Иногда результаты выборов просто отменяют, ссылаясь на какие-то нарушения. Так, скажем. Было в Архангельске в 2008 году: горизбирком признал победу альтернативного кандидата, но позже объявил пересчет голосов на нескольких участках и утвердил уже победу «единственно правильного кандидата».
Или можно завести на неприятного избранника уголовное дело. Так бывало не раз и не два, последний громкий случай — дело против мэра Ярославля Евгения Урлашова. Если на арест пока духу не набирается, то можно придумать и иные способы отравить жизнь тому, за кого неразумно отдали свои голоса граждане. Можно еще давить на «неправильного» избранного человека и по бюджетной линии — срезать финансирование из бюджетов более высоких уровней и нагнетать недовольство населения. Много чего еще можно придумать.
Один из таких случаев сейчас можно наблюдать в Екатеринбурге, где на состоявшихся 8 сентября выборах мэра победил местный общественный деятель и бывший депутат Госдумы Евгений Ройзман. Уголовные дела против Ройзмана, его фонда и его окружения там тоже фигурировали, но пока речи об аресте и отстранении от должности власти не ставили. А вот процесс утверждения Ройзмана мэром постарались максимально затруднить.
Граждане-то проголосовали. Но утверждать мэром должна городская дума Екатеринбурга, а там большинство вовсе не у Ройзмана и его сторонников. Немаленькая группа депутатов гордумы ориентируется на администрацию губернатора, где избранием Ройзмана крайне недовольны, поскольку это поражение именно что губернатора и его администрации.
Первое заседание гордумы состоялось 24 сентября — через две недели после победы Ройзмана. Однако условно «прогубернаторские» депутаты заседание проигнорировали. Собравшиеся депутаты утвердили Ройзмана мэром, но те, кто не пришел, потребовали отменить это решение. Причина, на которую ссылались недовольные, - отсутствие кворума на том заседании.
Еще неделю спустя депутатов все-таки удалось собрать в нужном составе — 32 из 36 деутатов гордумы дошли до заседания. Однако противники Ройзмана и тут не смирились и первым делом стали настаивать на рассмотрении городским парламентом представления прокуратуры, что пришло к ним утром. Прокуратура, как и условные «прогубернаторские» депутаты, сочла предыдущее заседание думы нелегитимным из-за отсутствия кворума. «Не было кворума на предыдущем заседании думы, поэтому данное заседание является нелегитимным, по мнению прокуратуры», — заявили там (цитата по РИА «Новости»).
Сам Ройзман заседание полагает легитимным. «В городской администрации, один из самых мощных юридических отделов, здесь (на заседании) сидел прокурор города. Поверьте, если бы была какая-то зацепка, сразу же было бы все опротестовано», - заявил Ройзман журналистам сразу после демарша оппозиционных ему депутатов.
Депутаты подали в суд, и теперь суд решит (не прокуратура, что признают и сами прокурорские работники) легитимность собрания, утвердившего Ройзмана мэром. В общем, идут позиционные бои и легкой жизни новоизбранному мэру ждать не стоит и в дальнейшем.
Казалось бы: на Валдае Ройзман и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вели себя вполне цивилизованно. Евгений Ройзман подверг критике систему, при которой губернаторы-назначенцы оказываются зависимы от силовиков, но заявил, что готов работать с областной властью. И вот как описывает поведение мэра дружественный Ройзману ресурс Znak.com: «Евгений Ройзман во время своего выступления встал, подошел к креслу губернатора и протянул ему руку, предложив строить отношения на основе дружбы и сотрудничества. Глава региона также поднялся со своего кресла и пожал протянутую руку. Зал встретил это действие аплодисментами». Однако же рукопожатия явно было недостаточно.
Как недостаточно было и просто победить на выборах мэра. В городской думе поддержка Ройзмана далеко не очевидна. Похоже, ему постоянно придется искать компромисс (там, где он в принципе возможен), его действия в политическом плане всегда будут скованы. Это при том, что вскоре у Екатеринбурга еще должен появиться сити-менеджер, который собственно взвалит на себя решение всех финансовых вопросов. И от того, будет ли это человек не враждебный Ройзману, тоже зависит политическое будущее «оппозиционного мэра» (сам Ройзман никогда себя оппозиционером не называет). Многое зависит и от отношений Ройзмана с «серым кардиналом» екатеринбургской политики Владимиром Тунгусовым (и от отношений Тунгусова с областной администрацией) — близкие ему депутаты имеют значительное представительство в городской думе.
На данный момент заявки на конкурс на должность сити-менеджера уже подали трое, число кандидатов еще может увеличиться. И смогут ли члены конкурсной комиссии достичь приемлемого для всех решения по кандидатам — большой вопрос.
В общем виде кейс Екатеринбурга в очередной раз доказывает: «просто выиграть выборы» - это лишь первый шаг. И дальше тоже политика и страсти, хотя зачастую не такие публичные или вовсе публике непонятные. И если между, скажем, губернатором и кандидатом в мэры идет борьба, то выборами и одним крепким рукопожатием дело не закончится.