С виртуальным=протестом американского антивоенного движения в среду вышло неудачно. «Демонстранты» обещали парализовать работу Сената, завалив его факсами, электронными письмами и звонками. Факсов и писем действительно было много. Звонков - всего раза в два больше обычного. По сравнению с невиданными снегопадами, обрушившимися на Вашингтон на прошлой неделе, воздействие протеста на работу сенаторов оказалось несущественным. Так или иначе, все было чрезвычайно цивильно: организаторы акции даже отправили сенаторским секретарям цветы и фрукты в качестве компенсации за тяжелые условия работы. Газеты и новостные агентства протеста почти не заметили, а в дежурной заметке агентства Associated Press автор умудрился назвать главную антивоенную организацию Америки не Win Without War («Победить без войны»), а Win For War («Победить за войну»).
С названием этой коалиции, объединяющей 32 крупные правозащитные и религиозные организации, не задалось с самого начала, то есть с декабря прошлого года. Кто-то сумел зарегистрировать домен www.winwithoutwar.org=раньше антивоенных активистов. Так что потенциальные участники, интересующиеся движением журналисты и прочие любопытствующие по очевидному адресу обнаруживают черный экран, на котором сперва появляется начертанный крупными буквами вопрос: «Как победить без войны?», а следом за ним - видео-ответ: красно-оранжевое грибообразное облако - клип взрыва атомной бомбы. На следующем экране - объяснение:
«Атомная бомбардировка - крайний путь, и мы не предлагаем рассматривать этот вариант всерьез. С другой стороны, абсурдно верить, что дополнительные инспекторы и инспекции могут дать результат. Прошло 12 лет со времени окончания Войны в Заливе. Доколе можно заниматься инспекциями? Еще 12 лет? Какое еще ОМП (орудие массового поражения v термин, настолько часто используемый в американских СМИ, что аббревиатуру больше не считают требующей расшифровки - М.Г.) он (Саддам Хусейн - имя, настолько часто используемое в американских СМИ, что и местоимение третьего лица мужского рода теперь тоже не нуждается в расшифровке - М.Г.) еще приобретет, станет использовать, раздаст террористам? Сколько еще иракских граждан должны умереть от рук его зверского режима? Он годами манипулирует инспекторами ООН, и продолжает делать это по сей день. Факт: ИНСПЕКЦИИ НЕ РАБОТАЮТ (заглавные буквы оригинала - М.Г.)! К сожалению, цена «БЕЗДЕЙСТВИЯ» (и кавычки тоже - М.Г.)=намного превышает цену обычных военных действий. Единственный, кто побеждает без войны - это Саддам. Поддерживайте нашего президента». Последний призыв начертан на рисунке американского флага.
Это вполне себе мейнстрим сегодняшней Америки, точнее - довольно четкое «народное» отражение того, что средний американец получает через свои электронные СМИ (если, конечно, этот американец не читает вдруг по-русски: на днях российская группа «Тату» умудрилась выступить с антивоенными лозунгами в одной из самых популярных американских телепрограмм - правда, лозунги были письменные). А еще это действительно имеет косвенное отношение к тому, почему вчера лишился своего места в телеэфире знаменитый либерал Фил Донахью. Не потому, конечно, что в Америке, как выразился в эфире НТВ решивший, видимо, тряхнуть стариной Владимир Познер, «меньше свободы слова, чем в России», а по той простой причине, что мягкотелый либерализм теперь не собирает массовых аудиторий - рейтинг низкий, как и было сказано при увольнении. И сайт антивоенного движения потому же и находится на электронной обочине - по неочевидному, хотя и по-своему патриотичному адресу:
Тем не менее никогда, кажется, не было в США такой антивоенной организованности еще до начала войны. Уже полторы недели назад в американских городах прошли крупные антивоенные демонстрации. А вот, например, первые, весьма малочисленные демонстрации против бомбардировок Югославии в 1999 году прошли уже спустя неделю-другую после начала кампании - и организованы они были не большими известными организациями, а Социалистическим Интернационалом. С Войной в Заливе дела обстояли примерно таким же образом: протестовали жалкие кучки граждан в самых либеральных городах, в то время как большинство американцев сидели приклеенными к телеэкранам, где впервые шла война в прямом эфире. Собственно, когда мы говорим об опыте антивоенного движения в Америке, всерьез подразумевать можно только одно движение - против войны во Вьетнаме. Обычно американское общественное мнение сверхпатриотично и весьма воинственно - противовесом этим «традиционным ценностям» служит лишь традиционный американский изоляционизм. Движение же против войны во Вьетнаме появилось, когда в Америку - где тогда действовала воинская обязанность - стали приходить сотни цинковых гробов. Организаторами и участниками движения стали в основном молодые люди призывного возраста, движимые самой мощной политической силой всех времен и народов: страхом.
Ключ к возможному успеху и нынешнего антивоенного движения - тоже страх. Опросы показывают, что почти 40% американцев - против ввода войск в Ирак, а около 58% опасаются, что США «не хватает международной поддержки» для этой войны. Это, конечно, не значит, что американский народ неожиданно проникся уважением к международным организациям. Дело в другом: за полтора года, прошедшие с 11-го сентября, в США укоренилось мнение, за высказывание которого непосредственно после теракта готовы были чуть не линчевать: американцев ненавидят не просто так, а за то, что они делают в мире - за это их и убивают на собственной американской земле. Страх терроризма по силе ничуть не уступает страху призыва: ведь теракт, в отличие от воинской обязанности, реально может коснуться совершенно каждого. Не случайно лозунг сегодняшнего антивоенного движения - «Сохраним безопасность Америки».
И все же пока невозможно сказать, станет ли американское антивоенное движение реальной силой. Виртуальные акции протеста вряд ли и в будущем произведут на кого-нибудь впечатление, а количество хорошо зарекомендовавших себя организаций, вошедших в антивоенную коалицию - это всего лишь набор названий. Рано или поздно, чтобы иметь хоть какой-то вес, им придется вывести на улицы Америки не сотни и тысячи, а десятки тысяч и сотни тысяч людей. И тут будут действовать те же закономерности, что и в любой другой части мира. Короткая победоносная война в краткосрочной перспективе обеспечит Бушу всенародную любовь, а затем - победу на выборах 2004 года. Затяжная и кровопролитная кампания - вариант, который Белый Дом, судя по всему, не просчитывает вообще - может дать Америке очередное массовое движение, которое определит политику и культуру страны на годы вперед.