90% лесных пожаров в России — это пожары, о которых было известно на ранних стадиях и которые решили не тушить.
Что стало причиной катастрофической ситуации с лесными пожарами в Сибири? Действительно ли тушение пожаров сейчас экономически нецелесообразно и остается только ждать дождей? На вопросы корреспондентки «Полит.ру» Ани Гольдман ответил руководитель противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин, соавтор методических пособий по тушению пожаров на природных территориях.
Почему в этом году лесные пожары в Сибири приняли такой размах? Можно ли было их предотвратить? Это природная катастрофа или ключевую роль сыграл человеческий фактор?
К сожалению, леса горят каждый год. Абсолютное большинство пожаров случается по вине людей. Единственный статистически значимый природный фактор — это грозы, но колоссальные по своим масштабам пожары, которые мы сейчас наблюдаем в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области случились по вине людей. В Якутии были поджоги на пастбищах, в Красноярском крае и Иркутской области люди жгли порубочные остатки. Это четко прослеживается по карте — изначально небольшие пожары возникали на вырубках, откуда вывозили лес. К сожалению, это совершенно обычное явление.
В этом году пожары приобрели катастрофический размах из-за того, что региональные власти приняли решение не тушить огонь на ранних стадиях, признав тушение экономически нецелесообразным. И такое решение региональных властей было абсолютно законно. В 2015 году были внесены изменения в правила пожарной безопасности и установлены так называемые зоны контроля. Это было сделано из-за того, что на тушение дальних и труднодоступных территорий все равно не хватало денег и на практике там не тушили пожары и раньше.
Когда региональные власти в Сибири принимали решения о том, что небольшие пожары тушить экономически нецелесообразно? Как быстро распространилось пламя?
Решения по небольшим пожарам, которые в итоге превратились в гигантские, принимали всего две-три недели назад. Но такие решения продолжают принимать и сегодня. Многие пожары не просто не тушат, но тушить не собираются и не планируют этого делать в будущем. Сейчас 90% лесных пожаров в России — это пожары, о которых было известно на ранних стадиях и которые решили не тушить. Там, где пожары все-таки тушат, площади охвата сравнительно небольшие, огонь удается потушить за несколько дней или за неделю.
Когда разросшиеся пожары начали угрожать населенным пунктам, те же чиновники, которые принимали решение их не тушить из-за экономической нецелесообразности, стали запрашивать помощь и вводить режим чрезвычайной ситуации.
Да, у местных властей не хватает денег на тушение лесных пожаров. Да, зоны контроля зачастую выделены абсолютно некорректно, в них попадают населенные пункты и участники, на которых ведется заготовка древесины. Но тем не менее единственным верным решением было начать тушить пожары три недели назад, пока они еще были маленькими. Власти не учли погодный фактор — экстремальную жару и засуху в регионе и не стали тушить пожары. Теперь мы все видим катастрофические последствия этого решения.
Сейчас ситуация совершенно безнадежная — огонь охватил колоссальный площади, потушить его теперь могут только сильные дожди. Впрочем, это не означает, что можно сидеть сложа руки.
Что конкретно можно сделать прямо сейчас?
Я хочу выделить три основных пункта. Во-первых, пожары все-таки нужно тушить, несмотря ни на что. Мы точно не сможем потушить все 3 миллиона гектаров, но мы можем не допустить новых пожаров. Мы можем не принимать решений об отказе от тушения новых очагов возгорания, чтобы хотя бы не усугублять ситуацию. Необходимо защищать населенные пункты и экономические объекты, необходимо выделять дополнительные силы и средства. Сейчас основная нагрузка по тушению лежит на Лесоохране, это очень профессиональная служба, но, к сожалению, очень малочисленная. Они не справляются. Нужно помогать Лесоохране техникой, деньгами, топливом и, конечно же, людьми. Нужно перебрасывать в Сибирь профессионалов из других регионов. Однако еще раз подчеркну, это поможет защитить конкретные населенные пункты, а не справиться с пожарами по всей Сибири.
Во-вторых, необходимо честно информировать население об угрозе задымления. Дым от пожаров накрывает и будет накрывать города. Сейчас ситуация относительно благоприятная — дым сносит на север и северо-восток, это не самые густонаселенные территории. Впрочем, людям, которые там живут от этого не легче. Но в какой-то момент ветер повернет на запад, и тогда дымом снова накроет крупные города и региональные центры, как это было несколько дней назад, когда в дыму оказались Новосибирск, Омск, Томск и Кемерово. Задымление чревато серьезным ущербом для здоровья людей. Боюсь, что мы увидим значительный рост смертности в недели, когда города накрывает дымом.
В-третьих, необходимо пересмотреть зоны контроля и правила принятия решений о тушении или не тушении пожаров, а также увеличить финансирование региональных служб, которые борются с лесными пожарами. Одно без другого работать не будет.
Эти три основных пункта отражены в петиции «Гринпис». Всего за три дня мы собрали уже более 130 тысяч подписей, значит эти требования понятны и многим кажутся точными и справедливыми. Я призываю всех подписать нашу петицию.
Мы очень надеемся, что наши требования не оставит без внимания Государственный совет Российской Федерации, к которому мы обращаемся. Если наши требования будут услышаны, если будут сделаны соответствующие поправки в законы, будут пересмотрены зоны контроля и будут увеличены бюджеты пожарных служб, это поможет избежать повторения этой катастрофы хотя бы в следующем году. А пока нужно тушить то, что возможно, и защищаться от дыма.
Насколько адекватно региональные власти реагируют на ситуацию в Сибири?
В Сибирь перебрасывают пожарных из других регионов России, но мало. Этого недостаточно. Помощь у других стран пока не запрашивали. К сожалению, нередко губернаторы регионов не вводят режим черного неба там, где есть задымления. Вместо этого власти старательно делают вид, что все в порядке, ничего не горит, никакой чрезвычайной ситуации нет. Это очень неправильно и очень опасно. Необходимо максимально точно оценивать уровень задымления и информировать жителей городов, поскольку особенно опасно совокупное воздействие дыма и других загрязнений.
На этом фоне заявление губернатора Красноярского края Александра Усса о том, что задымление — это обычное естественное явление, которое никому не может причинить вреда, звучит просто чудовищно цинично. Если бы у нас в Подмосковье кто-нибудь заявил, что пожары тушить не надо, потому что это обычное дело, и ничего, что миллионы людей подышат недельку-другую дымом, это стало бы последним заявлением чиновника на этой должности. А в Красноярске почему-то так говорить можно. Я не понимаю, почему для губернатора Александра Усса здоровье сибиряков менее ценно, чем здоровье москвичей. Это несправедливо. В Подмосковье на борьбу с пожарами тратятся огромные силы и ресурсы, и так должно быть во всех регионах.