Люди, предлагавшие трактовки результатов прошедших в Сочи выборов главы города, мыслят преимущественно по принципу «свой-чужой». Критически относящиеся к «режиму Путина» граждане исходят из соображения «власть честно выиграть не может» и «выборы фальсифицированы». Те, кто «нашу власть» в целом или полностью поддерживают поминали неспособность оппозиции побеждать на выборах, ее, простите за выражение, электоральную импотенцию. Правы, как представляется, обе стороны и обе говорят о чем-то, чего не существует на самом деле. И с потенцией публичного политика, с и драйвом у Бориса Немцова (по крайней мере, у него, не рассматривая всех представителей лево-правой оппозиции, хоть внесистемной, хоть какой иной) все в порядке. В отличие от того же «хозяйственника» Пахомова, который за всю кампанию едва ли пару раз появился в федеральном публичном поле.
Не будучи симпатизантом ни одной из сторон, вынужден признать: мы наблюдали торжество политтехнологий - одних над другими. В этом смысле команда Немцова выборы проиграла, а политтехнологи Пахомова выиграли. Если верны замеры социологов, которые появлялись в СМИ, узнаваемость кандидатов в ходе кампании была едва ли не равна (порядка трех четвертей сочинцев узнавали и Немцова и Пахомова). Даже при условии, что Немцов, по некоторым оценкам, имел больший по сравнению с Пахомовым антирейтинг, ситуация для оппозиционного кандидата не представляется катастрофической. Хотя бы в силу того, что он – оппозиционный кандидат и по определению имеет большую свободу действий.
В кресле градоначальника Сочи за последний год побывали четыре человека Виктор Колодяжный, Владимир Афанасьев (избран в апреле 2008 года, ушел в отставку в июле, официально по состоянию здоровья), Джамбулат Хатуов (и.о. мэра с конца октября 2008 по начало января 2009) и Владимир Пахомов. Это были вторые за короткий срок выборы мэра. А до этого избранный мэр внезапно уходит, пробыв в должности полгода, его преемника, креатуру региональных властей вдруг не решаются выставлять на выборы, назначая нового исполняющего – Пахомова. Даже с учетом того, что о региональных властных раскладах известно довольно мало, можно констатировать – краснодарские власти были не так уж уверены в триумфальной победе в городе-столице Олимпиады.
Команда Пахомова имела на старте - не умеющего говорить и не слишком популярного кандидата (к тому же – не уроженца Сочи), относительно высокие протестные настроения, задачу из высоких кабинетов победить в первом туре. Задача победить при таких стартовых условиях, да еще и в первом туре, строго говоря, не вполне тривиальна.
Сработали технологи не слишком изящно – вылили в местных СМИ всю чернуху на Немцова, которую только смогли придумать. Что, соответственно, дает оппозиционному кандидату дополнительную возможность для маневра.
К чести пахомовских политтехнологов, они сделали два важных шага - сработали на понижение явки при максимальной мобилизации админресурса.
Низкая явка достигалась посредством отсутствия видимой агитации, снятия большинства заезжих федералов, почти полного отсутствия информации о выборах. Отчасти на нее жее сработала усталость сочинцев от выборов – мэра они выбирают за последние два года далеко не в первый раз. Была проведена и работа по дискредитации кампании по выборам мэра, выдвижение кандидатов превратилось в откровенный балаган с героинями желтой прессы Берковой и Волочковой. К концу кампании градус был понижен до отрицательных величин, приезжавшие в Сочи журналисты федеральных СМИ с некоторым удивлением констатировали – « выборов нет»
Максимизация результата Пахомова в условиях низкой явки стала делом чистой техники, даже особенно изобретать ничего не пришлось. Высокий уровень досрочного голосования (11 процентов от всех избирателей, 25 процентов от пришедших на выборы), вкупе с низкой явкой вознесли результат Пахомова за искомые 50 процентов.
Теперь о том, чего не смогли сделать сторонники Немцова. Если они хотели побеждать, им был нужен второй тур, а для второго тура нужна была высокая явка. Извне, к сожалению, сложно разглядеть, много ли было сделано для того, чтобы повысить явку. Очевидны ошибки. Изначальная: вход в кампанию был придуман крайне поздно, буквально за полтора месяца до выборов Немцов объявил о желании баллотироваться. Хорошую кампанию стоит вести за полгода, в данном случае – с 30 октября. Сидеть в Сочи и работать – неофициально, разумеется, формировать повестку дня, готовить общественное мнение к тому, что кандидат с большим управленческим опытом, в том числе на федеральном уровне им крайне пригодится. К моменту, когда Немцов должен был объявить о желании стать мэром, все Сочи должны были в один голос (утрирую) воскликнуть – «так приди и владей нами».
По крайней мере за три месяца надо было наладить каналы издания и поставок «оппозиционных» действующему и.о. мэра газет. Если таковые печатать в Сочи не представлялось возможным, надо было пересылать их из Москвы, Питера, хоть из Гонолулу. Политики в них не должно было быть много, но неизбежно много чисто сочинской социалки, рассказов о том, что Сочи плохо выглядит на фоне других городов Краснодарского края (хуже только в Анапе). Вероятной представляется и разыгрывание карты «варяжского нашествия» - дескать, Пахомов в Сочи не жил и не живет, мало что знает о настоящих проблемах города, а его люди могут в скором времени оттяпать у местных половину города. Тему Олимпиады стоило педалировать лишь в той степени, в которой она действительно не нравится Сочи (это наверняка должны были выяснить социологи), но не бороться с властями «вообще» а всячески хвалить краевые власти за предоставленный Сочи шанс, который из-за плохого руководства отдельных чиновников – их, несомненно, надо было требовать к ответу
Сторонники Немцова должны были создать местную агитсеть и запустить ее по полной программе в работу. Аресты листовок не должны были смущать, их надо было печатать в 20 раз больше, чем могут изъять. Не брезговать «компроматом», не чураться закупки голосов (насколько это было возможно), в том числе и закупки голосов превентивной (все это, само собой, должны были делать люди формально со штабом Немцова не связанные).
Насколько можно судить, многое из этого сделано не было и Немцов проиграл выборы. А Пахомов выиграл. Стоит понимать, это не спор о «будущем режима», «либерализации», не борьба против или за Олимпиаду-2014, а выборы мэра города. Выборы как процесс – не столько идеология, сколько технология. И если технология не отработана, можно рассказывать о фальсификациях и собственной правоте довольно долго, только всегда будешь оказываться проигравшим.
Есть правда еще один вариант - немцовская команда и не могла, и не хотела победить. А хотела зафиксировать статус-кво федерального значения – выборы нечестные, а «власти скрывают». Создать медиа-повод, не осветить который нельзя и покрутиться за его счет некоторое время. Или же некоторая часть команды хотела посидеть месяц на курорте, совместить бесполезное с приятным.