будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы
Июль 6, 2025
Страна

Почему Немцов был обречен на поражение в Сочи?

Люди, предлагавшие трактовки результатов прошедших в Сочи выборов главы города, мыслят преимущественно по принципу «свой-чужой». Критически относящиеся к «режиму Путина» граждане исходят из соображения «власть честно выиграть не может» и «выборы фальсифицированы». Те, кто «нашу власть» в целом или полностью поддерживают поминали неспособность оппозиции побеждать на выборах, ее, простите за выражение, электоральную импотенцию. Правы, как представляется, обе стороны и обе говорят о чем-то, чего не существует на самом деле. И с потенцией публичного политика, с и драйвом у Бориса Немцова (по крайней мере, у него, не рассматривая всех представителей лево-правой оппозиции, хоть внесистемной, хоть какой иной) все в порядке. В отличие от того же «хозяйственника» Пахомова, который за всю кампанию едва ли пару раз появился в федеральном публичном поле.

Не будучи симпатизантом ни одной из сторон, вынужден признать: мы наблюдали торжество политтехнологий - одних над другими. В этом смысле команда Немцова выборы проиграла, а политтехнологи Пахомова выиграли. Если верны замеры социологов, которые появлялись в СМИ, узнаваемость  кандидатов в ходе кампании была едва ли не равна (порядка трех четвертей сочинцев узнавали и Немцова и Пахомова). Даже при условии, что Немцов, по некоторым оценкам, имел больший по сравнению с Пахомовым антирейтинг, ситуация для оппозиционного кандидата не представляется катастрофической. Хотя бы в силу того, что он – оппозиционный кандидат и по определению имеет большую свободу действий.

В кресле градоначальника Сочи за последний год побывали четыре человека Виктор Колодяжный, Владимир Афанасьев (избран в апреле 2008 года, ушел в отставку в июле, официально по состоянию здоровья), Джамбулат Хатуов (и.о. мэра с конца октября 2008 по начало января 2009) и Владимир Пахомов. Это были вторые за короткий срок выборы мэра. А до этого избранный мэр внезапно уходит, пробыв в должности полгода, его преемника, креатуру региональных властей вдруг не решаются выставлять на выборы, назначая нового исполняющего – Пахомова. Даже с учетом того, что о региональных властных раскладах известно довольно мало, можно констатировать – краснодарские власти были не так уж уверены в триумфальной победе в городе-столице Олимпиады.

Команда Пахомова имела на старте - не умеющего говорить и не слишком популярного кандидата (к тому же – не уроженца Сочи), относительно высокие протестные настроения, задачу из высоких кабинетов победить в первом туре. Задача победить при таких стартовых условиях, да еще и в первом туре, строго говоря, не вполне тривиальна.

Сработали технологи не слишком изящно – вылили в местных СМИ всю чернуху на Немцова, которую только смогли придумать. Что, соответственно, дает оппозиционному кандидату дополнительную возможность для маневра.

К чести пахомовских политтехнологов, они сделали два важных шага - сработали на понижение явки при максимальной мобилизации админресурса.

Низкая явка достигалась посредством отсутствия видимой агитации, снятия большинства заезжих федералов, почти полного отсутствия информации о выборах. Отчасти на нее жее сработала усталость сочинцев от выборов – мэра они выбирают за последние два года далеко не в первый раз. Была проведена и работа по дискредитации кампании по выборам мэра, выдвижение кандидатов превратилось в откровенный балаган с героинями желтой прессы Берковой и Волочковой. К концу кампании градус был понижен до отрицательных величин, приезжавшие в Сочи журналисты федеральных СМИ с некоторым удивлением констатировали – « выборов нет»

Максимизация результата Пахомова в условиях  низкой явки стала делом чистой техники, даже особенно изобретать ничего не пришлось. Высокий уровень досрочного голосования (11 процентов от всех избирателей, 25 процентов от пришедших на выборы), вкупе с низкой явкой вознесли результат Пахомова за искомые 50 процентов.

Теперь о том, чего не смогли сделать сторонники Немцова. Если они хотели побеждать, им был нужен второй тур, а для второго тура нужна была высокая явка. Извне, к сожалению, сложно разглядеть, много ли было сделано для того, чтобы повысить явку. Очевидны ошибки. Изначальная: вход в кампанию был придуман крайне поздно, буквально за полтора месяца до выборов Немцов объявил о желании баллотироваться. Хорошую кампанию стоит вести за полгода, в данном случае – с 30 октября. Сидеть в Сочи и работать – неофициально, разумеется, формировать повестку дня, готовить общественное мнение к тому, что кандидат с большим управленческим опытом, в том числе на федеральном уровне им крайне пригодится. К моменту, когда Немцов должен был объявить о желании стать мэром, все Сочи должны были в один голос (утрирую) воскликнуть – «так приди и владей нами».

По крайней мере за три месяца надо было наладить каналы издания и поставок «оппозиционных» действующему и.о. мэра газет. Если таковые печатать в Сочи не представлялось возможным, надо было пересылать их из Москвы, Питера, хоть из Гонолулу. Политики в них не должно было быть много, но неизбежно много чисто сочинской социалки, рассказов о том, что Сочи плохо выглядит на фоне других городов Краснодарского края (хуже только в Анапе). Вероятной представляется и разыгрывание карты «варяжского нашествия» - дескать, Пахомов в Сочи не жил и не живет, мало что знает о настоящих проблемах города, а его люди могут в скором времени оттяпать у местных половину города. Тему Олимпиады стоило педалировать лишь в той степени, в которой она действительно не нравится Сочи (это наверняка должны были выяснить социологи), но не бороться с властями «вообще» а всячески хвалить краевые власти за предоставленный Сочи шанс, который из-за плохого руководства отдельных чиновников – их, несомненно, надо было требовать к ответу

Сторонники Немцова должны были создать местную агитсеть и запустить ее по полной программе в работу. Аресты листовок не должны были смущать, их надо было печатать в 20 раз больше, чем могут изъять. Не брезговать «компроматом», не чураться закупки голосов (насколько это было возможно), в том числе и закупки голосов превентивной (все это, само собой, должны были делать люди формально со штабом Немцова не связанные).

Насколько можно судить, многое из этого сделано не было и Немцов проиграл выборы. А Пахомов выиграл. Стоит понимать, это не спор о «будущем режима», «либерализации», не борьба против или за Олимпиаду-2014, а выборы мэра города. Выборы как процесс – не столько идеология, сколько технология. И если технология не отработана, можно рассказывать о фальсификациях и собственной правоте довольно долго, только всегда будешь оказываться проигравшим.

Есть правда еще один вариант - немцовская команда и не могла, и не хотела победить. А хотела зафиксировать статус-кво федерального значения – выборы нечестные, а «власти скрывают». Создать медиа-повод, не осветить который нельзя и покрутиться за его счет некоторое время. Или же некоторая часть команды хотела посидеть месяц на курорте, совместить бесполезное с приятным.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).