Аэропорт «Шереметьево» с 9 апреля на пять дней перестал принимать международные почтовые отправления. Об этом всем своим контрагентам сообщила компания «Аэропорт Москва», которая занимается наземной обработкой почты и авиационных грузов в «Шереметьево».
Эмбарго на прием почты введено в связи с тем, что «Почта России» не в состоянии принять все посылки и они, фактически, складируются на площадях компании «Аэропорт Москва», которые не безграничны.
По состоянию на 10 апреля в аэропорту скопилось около 150 тонн посылок, которые должны пройти таможенный контроль. За сутки почта и таможня могут обрабатывать только 25 тонн посылок, так что за пять дней склады аэропорта должны постепенно освободиться от скопившихся посылок и пакетов.
В «Почте России» с возмущением восприняли новость о том, что «Шереметьево» перестает принимать почту. Компания известила почтовые администрации Германии, Дании, США, Великобритании, Гонконга, Китая, Сингапура, Таиланда, Японии, Южной Кореи, Мальты, Бельгии о том, что «выступает против введения масштабных ограничений на прием входящих почтовых отправлений из-за рубежа». При этом как решать проблему ограниченности складских помещений компании «Аэропорт Москва» в «Почте России» не сообщили.
Одновременно в пресс-службе ФГУП «Почта России» «Коммерсанту» сообщили, что в малой скорости обработки отправлений виноваты не они, а таможенная служба. Еще в марте руководство немецкой почты попросило российских коллег разобраться с задержками таможенного оформления грузов. После этого глава «Почты России» Александр Киселев предложил главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову обратиться к Владимиру Путину. Президенту, по мнению Почты, стоит пересмотреть указ Медведева №1657 от 2010 года , согласно которому ФТС в 2011-2013 годах должна сократить каждого пятого гражданского служащего. В Почте уверены, что необходимо, напротив, расширять штат и организовывать круглосуточную работу.
В начале недели появились сообщения о том, что в таможенных терминалах столичного региона скопилось примерно 500 тонн международной почты. «Почта России» обвинила в этом таможню; по словам представителей ФГУПа, почта может обрабатывать в день до 48 тысяч мелких посылок и пакетов, а таможня — от 25 до 37 тысяч. 11 апреля стало известно, что ФТС собирается открыть в Москве дополнительное рабочее место для досмотра мелких пакетов, что доведет пропускную способность до 40 тысяч мелких посылок и пакетов в день.
Россияне, по данным Почты, все чаще заказывают себе товары на заграничных интернет-сайтах, что и приводит к росту входящей международной почты. В 2012 году из-за рубежа в Россию поступило 21,6 миллиона посылок, мелких пакетов и экспресс-отправлений, из которых 70 процентов — это именно заказы в интернет-магазинах.
В целом можно было бы принять на веру обвинения во всех грехах Федеральной таможенной службы, если бы «Почта России» идеально работала в тех случаях, когда ей не приходится пересекаться с таможней. Это, однако, совсем не так. Известны случаи, когда простая открытка идет из Европы в Россию месяц.
Это при том, что организация работы почты — не бином Ньютона, есть десятки стран, в том числе и огромных, где почта работает как часы.
Почтовая служба Соединенных Штатов (United States Postal Service, USPS) — одна из крупнейших в мире. USPS является одним из самых крупных работодателей страны, в системе заняты 546 тысяч человек (больше только в Министерстве обороны и в сети магазинов Wal-Mart), а также имеет самый большой гражданский автопарк в мире — около 214 тысяч автомобилей. 40 процентов всех почтовых отправлений в мире обслуживает именно USPS.
В России только очень смелому человеку придет в голову вести деловую переписку по почте — ее, как правило, используют только для контактов с госорганами и то поскольку это предписано законом. В Америке люди постоянно отправляют и получают письма. Почтовые офисы в Соединенных Штатах часто работают в крупных магазинах и торговых центрах, в парках развлечений и других местах притяжения людей.
Чтобы отправить письмо жителям частных домов, не обязательно идти к почтовому отделению. Достаточно положить письмо в свой почтовый ящик (который, как правило, находится у дороги) и поднять там «флажок» — почтальон обязательно заберет письмо, если только это будет не воскресенье, когда почта не работает.
Королевская почта Великобритании (Royal Mail) является старейшей в мире и принадлежит правительству страны. Ежедневно с помощью почты в Британии отправляется 59 миллионов писем. Письма 1-го класса доставляется на следующий рабочий день, 2-го класса — в течение трех рабочих дней со дня отправки.
В Лондоне с 1927 по 2003 годы функционировала линия почтового метро — проложенный на глубине 15-25 метров тоннель соединял восемь почтовых отделений столицы. В поездах, правда, не было машинистов, всем движением управляли диспетчеры. Это, однако, не мешало ежедневно перевозить 45 тонн почты на 30 составах. В начале 2000-х от почтового метро отказались из-за его высокой стоимости.
Японская почтовая корпорация — Japan Post Holdings Co — долгие годы не только доставляла почту, но и являлась одним из крупнейших банков в стране. В 2003 году в ходе реформы компания была акционирована и разделена на четыре части — страховую, банковскую, почтовую, и компанию, занимающуюся управлением почтовыми операциями.
Письма в Японии практически никогда не задерживаются — с момента отправления до доставки проходит 1-2 дня, за отдельную плату можно заказать доставку письма «через ночь», к 10 часам утра следующего дня. Можно также отправить на почту электронное письмо, которые распечатают и доставят адресату в реальный почтовый ящик.
Германская почтовая компания Deutsche Post AG была приватизирована в начале 1990-х годов и входит, наряду с DHL и Postbank, в холдинг Deutsche Post World Net. Авиапочта используется только для международных отправлений — для доставки писем внутри Германии хватает наземного транспорта. При этом 95 процентов писем доставляется на следующий день после отправления, остальные — через день.
Deutsche Post AG уже давно не занимается самостоятельной доставкой писем по всем адресам — часто заключается контракт с подрядчиком, который и обязуется перевозить грузы или доставлять конверты. Особенно часто эту практику применяют в сельской местности.
В России, понятное дело, сложно доставить открытку из Владивостока в Калининград за один день, хотя бы потому, что прямой перелет на самолеты займет половину этого дня. Однако невозможно найти оправдания тому, что письмо внутри одного населенного пункта идет несколько недель.