Главу «Почты России» Александра Киселева уволили и назначили на этот пост бывшего генерального директора «Tele2-Россия» Дмитрия Страшнова. О реакции Кремля пока ничего не сообщается — позиция Администрации президента важна, так как с ней должно согласовываться назначение руководителя «Почты России», поскольку несколько недель назад она была внесена в реестр стратегических предприятий.
Решение о смене руководства Почты произошло на фоне очередных осложнений с доставкой посылок из-за рубежа.
По сути «Почта России» — самая крупная в стране логистическая компания, однако именно с логистикой дела у нее обстоят не очень хорошо. Так, например, основная часть писем и посылок, которые направляются в Россию из-за рубежа, ввозятся в страну в Москве — то есть даже если посылка отправляется из Японии во Владивосток, вначале она окажется в столице России.
Такая система спокойно работала, а руководство почты выбивало из федерального бюджета субсидии из-за того, что люди вместо открыток начали посылать электронные письма и теперь почта терпит страшные убытки из-за сокращения спроса. Но внезапно наступило страшное будущее — россиянам понравилось заказывать себе разнообразные товары в интернет-магазинах, в том числе, страшно сказать, заграничных, а доставка, как правило, осуществляется обычной почтой.
Причем руководство «Почты России» понимало, что это может принести организации. В конце 2009 года уволенный сегодня Александр Киселев рассказывал в интервью, что «благодаря развитию мобильной связи третьего поколения, широкополосного и мобильного интернета появляются неограниченные возможности для электронной торговли». «Чаще всего люди покупают продукт с установленным качеством или изделие известного бренда. Например, электробритву или электронную игрушку. Человек получает ровно то, что заказывает. Это физическая субстанция, которую необходимо доставить по адресу с максимально доступной скоростью. И без почты тут не обойтись», — говорил Киселев и предполагал, что уже в 2014 году Почта России по уровню качества оказания услуг догонит немецких коллег.
Однако взрывной рост количества посылок, который должен был принести «Почте России» огромные прибыли и пойти организации на пользу, в реальности вылился лишь в огромные заторы. Почта оказалась не готова к такой нагрузке и вместо доходов получила страшные задержки в доставке посылок. По правилам посылка должна доходить до адресата за две недели, из которых в стране, откуда ее отправили, она находится лишь день или два. В реальности посылки, и правда, попадают в Россию через пару дней после отправки, однако здесь они днями, неделями и иногда даже месяцами валяются на складах.
Конечно, причина медленной работы почты не только в плохой организации — часто близкие к почте компании попадались на воровстве. В июле 2012 года выяснилось, что транспортные компании, с которыми «Почта России» заключала договор о доставке корреспонденции авиатранспортом, на самом деле использовали более дешевые автомобили или корабли. Так, письма из Москвы в Хабаровск, которые должны были доставляться самолетом, на самом деле долетали только до Благовещенска, а затем на грузовиках доставлялись в Хабаровск. В результате использования подобной схемы почта доставлялась с нарушением контрольных сроков на два-пять дней, а по некоторым авиамаршрутам — на 30 дней. Другой подрядчик «Почты России» доставлял авиапочту из Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильск на морских судах.
В последнее время терпение стали терять не только клиенты «Почты России», но и, например, оператор складов в аэропорту «Шереметьево». Компания «Аэропорт Москва» за последние десять дней дважды объявляла эмбарго на прием почтовых посылок и пакетов — таможня за день обрабатывает меньше, чем приходит, таким образом, с каждым часом количество разнообразных посылок не сокращалось, а только нарастало. Однако ФГУП «Почта России» занялась не разбором завалов, а поиском виноватых.
Единственное, что руководство почты смогло противопоставить завалу в «Шереметьево» — обвинение таможни в неэффективности. Чуть ранее, в конце марта, Почта России официально назвала своих клиентов «злоумышленниками» и «спамерами» из-за того, что они начали жаловаться в Роскомнадзор на слишком долгую доставку посылок из-за границы.
«Почта России» разучилась вовремя доставлять не только посылки из-за границы, но и простые письма внутри страны. Для Федеральной службы судебных приставов это крайне важный вопрос: иногда люди не являются в суд не из-за того, что выкинули повестку в мусорную корзину, а из-за того, что почта не смогла ее доставить. В 2009 году в Кодекс об административных правонарушениях была даже внесена статья 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений», предусматривающая наказания в виде штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Судебные приставы получили право возбуждать дела по этой статье, чем активно и занимаются: в 2012 году против «Почты России» и ее сотрудников было возбуждено более 10 тысяч дел по новой статье.
Реформа «Почты России» — одна из главных тем главы Минкомсвязи Николая Никифорова. Министерство разработало закон «О почтовой связи» и планирует, что правительство внесет его в Госдуму уже в весеннюю сессию. Если законопроект будет принят в текущем виде, то правительство перестанет субсидировать убыточные регулируемые услуги, «Почта России» должна будет поддерживать их на должном уровне за счет нерегулируемых услуг. Иными словами, почте придется предоставлять коммерческие услуги для того, чтобы обеспечивать работу убыточных услуг, например таких, как доставка журналов в отдаленные регионы. Сегодня правительство платит «Почте России» более 3,3 миллиардов рублей в год за то, что оператор сдерживает тарифы на доставку периодики, и еще 146 миллионов на содержание убыточных отделений в районах Крайнего Севера. Минфин считает, что это не стимулирует «Почту России» повышать эффективность своей деятельности.
Также в планы входит акционирование «Почты России», которая сейчас является федеральным государственным унитарным предприятием. Существует даже идея приватизации «Почты России», однако, как показывает практика РЖД, сделать это не так-то просто. В конце марта президент подписал указ, согласно которому «Почта России» стала стратегическим предприятием, а значит не только продажу акций, но и назначение главы ФГУПа теперь необходимо согласовывать с Администрацией президента.
Новый глава «Почты России» Дмитрий Страшнов не имеет к почте вообще никакого отношения. Он окончил в 1991 году МГТИ имени Баумана, в 1999 году — французскую бизнес-школу INSEAD, после чего занимал руководящие посты в крупных европейских компаниях — Electrolux, Philips и т.д. В Россию Страшнов вернулся в 2009 году, когда шведская компания Tele2 пригласила его возглавить свой российский актив.