13 мая информационный холдинг РБК покинуло все руководство. Главный редактор газеты РБК Максим Солюс уволен, шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская и главный редактор РБК Роман Баданин ушли по соглашению сторон. Часть прежней команды уже объявила о намерении покинуть издание, некоторые журналисты пообещали работать до первого снятого материала. Мало кто сомневается, что руководство одного из самых ярких изданий было уволено под давлением властей, недовольных редакционной политикой и расследованиями, касающихся ближайшего окружения президента. В Кремле утверждают, что никакой политической подоплеки в редакционных перестановках РБК нет, а корни проблемы нужно искать в финансовых документах холдинга.
Об увольнении руководства РБК днем 13 мая написала «Медиазона» со ссылкой на источники в издании. Позже холдинг выпустил пресс-релиз с комментарием генерального директора РБК Николая Молибога. По его словам, расстаться с Осетинской, Баданиным и Солюсом было решено после того, как не удалось прийти к единому мнению по поводу дальнейшего развития РБК. Собеседник «Медиазоны» уточнил, что Осетинская и Баданин были уволены по соглашению сторон, а Солюса освободили от должности «против его воли».
О том, что у РБК появились серьезные проблемы, стало понятно, когда 14 апреля в московский офис группы компаний «Онэксим» Михаила Прохорова пришли с обыском сотрудники ФСБ. В СМИ немедленно просочилась информация о том, что обыски связаны с попыткой заставить бизнесмена продать медиахолдинг. Источники «Медузы» объяснили, что обыски санкционировал лично Путин, взбешенный публикациями РБК о его семье. Однако первый сигнал, который многие не заметили, появился за три дня до этого. Телеканал РЕН ТВ показал сюжет, в котором глава «Национального антикоррупционного комитета» Кирилл Кабанов заявил, что публикации РБК о «панамском архиве» необходимы, чтобы отвести взгляд от оффшорных схем, которыми пользуется сам Прохоров.
20 апреля РБК выпустил пресс-релиз, в котором сообщалось, что Осетинская на год оставит работу в издании, поскольку она стала стипендиатом международной программы Стэнфордского университета «Инновации в журналистике». Так и осталось загадкой, почему Осетинская уходит в мае, хотя учеба начинается в сентябре. Reuters со ссылкой на источник, близкий к РБК, сообщил, что уход Осетинской связан с давлением Кремля. В администрации президента, как сообщалось, были очень недовольны материалами РБК о панамских оффшорах, вниманием издания к Кириллу Шамалову, которого некоторые СМИ называют зятем Владимира Путина.
Еще через несколько дней «Газета.ру» написала, что Прохоров активизировал переговоры о продаже РБК. Источники «Дождя» отметили, что бизнесмен готов продать медиахолдинг, если ему будут полностью возмещены убытки, связанные с его вложениями. Позже эта информация была опровергнута холдингом, а также появились первые комментарии из Кремля. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что никакого давления ни на Прохорова, ни на РБК якобы не оказывается.
11 мая в редакцию RNS попало уведомление о возбуждении уголовного дела о якобы имевшем место мошенничестве в РБК. Дело было возбуждено по заявлению экс-акционера «Байт-Телеком» Александра Панова, который утверждает, что его и другого акционера Ярослава Карецкого лишили доли в компании. До сентября 2014 года 75% акций «Байт-Телеком» принадлежали медаихолдингу. В РБК ответили, что опубликованные данные недостоверны и пообещали подать иск к RNS и Панову.
Первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру» Алексей Макаркин считает, что уход из РБК его руководителей не приведет к гибели бренда, но журналистике в целом происшедшее нанесло заметный ущерб. «Думаю, что уход этих людей из РБК – это, конечно, политическое явление. И что это, конечно, приведет к ухудшению качества журналистики и к дальнейшему усилению даже не столько цензуры, сколько самоцензуры. То есть увеличивается количество сюжетов, тем, которые лучше не затрагивать», - сказал Макаркин «Полит.ру».
Источники Reuters утверждают, что «последней каплей» для властей стал материал «Напротив "дворца Путина" под Геленджиком начнут разводить устриц», опубликованный 11 мая. После этого Кремль как будто бы и обратился к владельцам РБК с требованием уволить руководство издания.
Как в администрации президента, так и в правительстве совершенно исключают политическую подоплеку дела. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, нет смысла искать политику там, где речь идет исключительно об экономике. «Как была дыра с долгом, так и осталась. Его менеджеры генерировали убытки, а не прибыль», - сказал он. Рынок, осознающий деловые риски слишком независимой журналистики, положительно отреагировал на увольнение руководства РБК. Акции медиахолдинга резко выросли на 7%, но к концу закрытия стоимость бумаг компании немного скорректировалась и показывала рост лишь на 2,7%.
Скорее всего, за Осетинской, Баданиным и Солюсом уйдет какая-то часть редакции. По предварительным подсчетам, увольняются не менее 13 человек, в том числе заместители главного редактора сайта РБК Ирина Малкова и Надежда Иваницкая, заместители главного редактора газеты РБК Юлия Ярош и Петр Мироненко, а также главный редактор журнала РБК Валерий Игуменов. Некоторые журналисты согласились остаться в издании «до первого снятого материала».