В России уже два с половиной десятка партий. Самых разных, с весьма громкими и даже креативными названиями. Например, накануне зарегистрировал партию ветеран российской политики Сергей Бабурин. Правда, зарегистрироваться — это полбеды, а вот найти на партию денег — это будет сложнее.
Партстроительство, процесс которого был инициирован властью в декабре прошлого года, идет в России полным ходом. Буквально каждый день с момента принятия новой редакции закона о политических партиях приходили сообщения либо о чьем-то намерении создать партию, либо о подаче документов в Минюст (см. Пусть расцветают сто партийных цветов). Теперь дело дошло уже до новостей о регистрации партий Минюстом.
Если до декабря в России существовало всего семь партий и не было никаких оснований ожидать существенного увеличения их числа, то ныне партии растут едва ли не быстрее грибов.
Тут и пара условно правых партий (Республиканская партия Владимира Рыжкова и Демпартия Андрея Богданова), аграрии, и народники (новые, а не те, что Райкова с Гудковым были в начале 2000-х), и партия пенсионеров (теперь не Валерия Гартунга, а вполне лоялистская, под председательством исполнительного директора Союза пенсионеров России Николая Чеботарева) и даже «Народная партия "За женщин России"». Не обошлось и без обыгрывания на как бы партийном поле протестной повестки: уже зарегистрированы «Партия свободных граждан», партия «Города России», партия «Молодая Россия» (с главным «молодым юристом» и координатором корпуса «За честные выборы» на выборах 4 марта Николаем Столярчуком в качестве председателя координационного комитета), «Партия социальных сетей» и так далее.
Разумеется, не без внимания начинающих и не очень начинающих партстроителей оказался левый и «патриотический» фланг политического спектра. Левые лозунги традиционно популярны у избирателей и там война за «вкусные» бренды была неизбежной. Сегодня уже стало известно, что к партстроительству приложил руку и такой мастодонт отечественной политики, как Сергей Бабурин, зарегистрировавший в Минюсте партию «Российский общенародный союз». Ну, вернее, он реанимировал организацию. Организацию с таким названием Бабурин возглавил еще в далеком 1991 году.
Не только Сергей Бабурин претендует на то, чтобы увести часть электората у коммунистов и прочих лево-популистов, которые «за бедных, за русских». Свою партию на днях зарегистрировал и давний критик Зюганова Максим Сурайкин. Назвали партпроект немудрено: «Коммунисты России». Даже не так: «КОММУНИСТЫ РОССИИ», вот так точно.
Даже на заре электоральной демократии в новой России далеко не всех подкупали яркие партийные бренды. Тот же Сергей Бабурин на выборах в Годуму в 1995 году шел во главе избирательного блока с незатейливым и хлестким названием «Власть — народу!» (вместе с бывшим советским премьером, а ныне сенатором Николаем Рыжковым). Народ название не убедило и Бабурину с Рыжковым власть предпочли отдать лишь 1,6 процента избирателей (правда, 9 представителей блока, в том числе и сам Бабурин, прошли в Госдуму по одномандатным округам).
Полтора процента — для понимания — это больше, чем у «Блока Станислава Говорухина» (этот деятель за счет своей фамилии смог набрать почти процент), но существенно меньше, чем у «Конгресса русских общин» Скокова-Лебедя-Глазьева (4,3 процента) или блока «Держава» с Руцким во главе (почти 2,6 процента). И сравнимо с результатом блоков «Памфилова-Гуров-Лысенко» (1,6 процента) или блока бывшего главы Минфина Бориса Федорова «Вперед, Россия!» (почти 2 процента).
Это, конечно, уже древняя история. И выборы ныне не те, и партийнные бренды какие-никакие сложились. Но здесь речь о том, что формальная процедура регистрации партии не гарантирует ей никакого будущего. А чтобы это будущее было неизбежно необходимо, помимо статуса и красивого названия, реальные сторонники, хорошие организаторы, возможность донести идеи до населения и, последнее, но не по значению, финансирование.
И вот тут возникает проблема. Во-первых, Кремль, устроив невиданный либерализм на партийной поляне, ничего подобного в остальных сферах общественной жизни особо не обещал. Если в плане коммуникации с избирателями у новоявленных партийцев худо-бедно имеются инструменты (будь-то пока непонятное «Общественное телевидение» или банально интернет), то крупному бизнесу никто не отмашки «можно играть в большую политику» не давал и, надо полагать, не даст.
Партия ведь — это дорогое удовольствие. Василий Якеменко, славный умением добывать деньги как бы из ниоткуда в бытность главным «нашим» и руководства Росмолодежью, уже жаловался, что вбухал в свою пока незарегистрирванную партию несколько миллионов личных денег (см. также Почему у Якеменко не получится партия?) И если у условного Владимира Рыжкова здесь еще могут быть какие-никакие надежды на представителей того же «креативного класса с Болотной», что давали средства на организацию митинга или Алексею Навальному на его проекты, то кто даст денег условному Сергею Бабурину — непонятно. А без этого перспективы новых партий выглядят не слишком радостными.