На Московской железной дороге (МЖД) произошли, казалось бы, уже забытые сбои в движении электричек. Причина – внезапная забастовка машинистов, организованная независимым профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Требуя повышения зарплаты, в понедельник на работу не вышли 14 бригад депо «Пушкино» Ярославского направления и депо «Железнодорожный» Горьковского направления. В итоге проблемы с выходом на работу заодно испытали тысячи жителей Подмосковья, которое почти в полном составе работает в Москве. В утренний час пик в Пушкино образовалась огромная очередь на автобус 451 маршрута, который едет к станции метро ВДНХ. «Автобусная» очередь из людей, потерявших надежду попасть в Москву на электричке, пересекала извилистой лентой всю привокзальную станцию. Тем не менее электрички были: на двух платформах стояли поезда, каждую минуту через громкоговоритель объявлялось, что они следуют в Москву со всему остановками, однако когда именно отправление – не сообщалось. Растерянные люди перебегали с платформы на платформу. Те, кому повезло, успели вскочить в проезжающий мимо экспресс «Федор Чижов».
Чтобы не допустить транспортного коллапса, руководство московской железной дороги (МЖД) вывело на линии резервные бригады и привлекло к работе автотранспорт. Но, судя по сообщениям, это не очень помогло: пригородные электрички шли с опозданием в 20-30 минут, на автовокзалах образовались огромные очереди, а из ближайшего Подмосковья стало вообще невозможно уехать, поскольку электрички набиваются до отказа еще на дальних подступах.
На Ярославском вокзале прибывающим пассажирам по громкоговорителю приносили извинения за сбой в движении поездов, который произошел из-за того, что работники локомотивного депо «Пушкино» «в нарушение закона, без предупреждения» объявили забастовку.
Железнодорожные профсоюз требует: установить оплату труда всем работникам Московской железной дороги в соответствии с приказом № 3/Н от 18 января 2008 года «О введении персональных окладов»; выплатить работникам МЖД вознаграждения за выслугу лет. А также «прекратить дискриминацию работников по признаку принадлежности к Российскому профессиональному союзу локомотивных бригад железнодорожников».
Руководство РЖД объявило, что считает «демонстративный и целенаправленный отказ от работы небольшой группы членов локомотивных бригад незаконным» и предупреждает, что соответствующая статья, запрещающая стачки на транспорте, содержится в двух Федеральных законах («О железнодорожном транспорте в РФ», «О федеральном железнодорожном транспорте»).
Отметим, что забастовки запрещены в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. В этом контексте не вполне понятно, как железнодорожники могут бастовать.
Впрочем, неожиданностью происходящее на МЖД можно назвать лишь условно. Еще с конца прошлого года ходили разговоры о том, что профсоюз локомотивных бригад железнодорожников намерен провести забастовку. Все началось с того, что в июне прошлого года прошел пленум РПЛБЖ, на котором было выработано 7 требований об увеличении зарплаты и улучшении условий труда. 22 июня требования были направлены в ОАО «РЖД». В случае их невыполнения профсоюз постановил провести суточную забастовку с 0.00 по московскому времени 28 ноября 2007 года.Каждая местная профессиональная организация, входящая в РПЛБЖ, должна была принять самостоятельное решение об участии в акции. Особо было оговорено, что бойкот не коснется санитарных, военных поездов и других составов стратегического назначения. Председатель РПЛБЖ Евгений Куликов заявил тогда, что в акции планируют принять участие около 10 тысяч работников компании из четырнадцати регионов России. Однако согласие на участие в акции подтвердили только сотрудники Пушкинского и Коломенского депо.
Как передает «Эхо Москвы», в руководстве компании еще задолго до начала забастовки пытались предотвратить радикальные действия машинистов – но не выполняя их требования, а угрозами и запугиваниями. На протяжении нескольких месяцев со всеми работниками проводились так называемые «индивидуальные разъяснительные работы».
Это уже не первая громкая забастовка в России за последнее время. Лишь недавно поднялись из-под земли и прекратили голодовку горняки шахты «Красная шапочка» (принадлежит «Русалу»). Летом прошлого года многотысячные митинги устраивались в нефтяной столице России Сургуте. Рабочие Сургутнефтегаза тогда требовали пересмотра формы оплаты труда. Не раз уже устраивали забастовки рабочие российского Ford во городе Всеволожск Ленинградской области, бастовали докеры в Туапсе и рабочие «АвтоВАЗа» в Тольятти.
См. также: