будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки образование школа
Июль 1, 2025
Страна
Белоголовцев Никита

Подмосковные школьники и угроза шестидневки

Подмосковные школьники и угроза шестидневки
800-600_L3JfJwq
Работа избирательного участка. Источник: АГН "Москва" / фото: Терещенко Михаил

Президентские выборы 18 марта 2018 года в Московской области будут проходить одновременно с референдумом, на котором будет решаться вопрос о введении обязательной пяти- или шестидневной учебной недели для школьников. Как сообщает «Российская газета», ссылаясь на представителя областной избирательной комиссии Наталью Альшанову, в голосовании примут участие и сами школьники.

По словам Альшановой, по итогам референдума будет вынесено решение об установлении во всем регионе единой учебной недели. Ожидается, что на референдуме проголосуют приблизительно 793 тысячи школьников.

Как напоминает газета «Известия», ранее голосование о длительности учебной недели прошло на школьном портале Московской области среди учеников, их родителей и учителей. В ходе этого голосования 94% участников поддержали введение пятидневки.

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ». По его мнению, возвращение обязательной шестидневной недели в школы было бы большой ошибкой. 

 
Никита Белоголовцев

«Если совсем просто, конкретно и однозначно отвечать на этот вопрос, то я уверен, что возвращение классической учебной недели-шестидневки, когда дети не пять, а шесть дней в неделю сидят в классах за партами, это безусловное зло. Классическая советская шестидневка должна быть раз и навсегда уничтожена, и возвращению она не должна подлежать ни при каких условиях.

По довольно простым и понятным причинам один выходной для ребенка – мало. За один выходной в неделю дети не успевают приходить в себя, не успевают проводить время с родителями, не успевают гулять. Они тратят этот день на выполнение домашних заданий и потому учатся практически круглосуточно всю неделю. Я очень надеюсь, что никто и никогда за это не проголосует.

А по поводу глобальной проблемы я уже говорил и готов повторить: действительно российские дети перегружены учебой. У российских детей – самые длинные в мире каникулы и множество праздников, которые должны соблюдаться неукоснительно и переноситься со вторника на субботу, с четверга на понедельник, а не перенесем – все, катастрофа, пожар, наводнение, все погибнут от усталости и переутомления.

Да, у российских школьников очень плотная нагрузка в учебные дни – из-за того, что учатся в школе недолго и что программа насыщенная, а каникулы длинные. При этом я бы еще сказал, что российским школьникам, если брать, что называется, данные в среднем по больнице, категорически не хватает чего-то, что происходит вне школы. Экскурсий, походов, музеев, квестов, просто прогулок по городу. И если бы вот это в том или ином виде, причем, желательно, факультативно, происходило в шестой день недели, была бы совершенно другая история.

 
Занятия в кадетском классе / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

То есть, конечно, в идеале это происходило бы и в пять остальных дней тоже, но если б хотя бы так делали в шестой день, то, наверно, это все равно было бы движением в правильную сторону.

Я на каникулах путешествовал по Европе и обратил внимание, что практически во всех музеях было очень много школьных групп. Экскурсии этих групп, по моим ощущениям, вели школьные педагоги. И, например, вопросы происхождения человека и других ветвей революции школьникам в Венском музее естественно-научной истории объясняли на живых классных экспонатах музея.

Разумеется, это требовало времени гораздо большего, чем один урок. Разумеется, это трудно вписать в какой-то строгий график. И наверняка сама школа находилась где-то неподалеку от музея. Но сам принцип и сама идея были очень хороши. В российских же школах, к сожалению, очень пробно и далеко не везде внедряются проектные истории, которые должны позволять так или иначе применять полученные знания на практике. Так что если бы вдруг такое делали в шестой день учебы, это было бы лучше.

 
Биомеханический макет коровы / pixabay.com

А в идеале это делали бы и в другие пять. И в идеале мы бы вообще перестали смотреть на школьную программу по принципу «Сюда два часа добавлю, отсюда час заберу», как когда-то про занятия астрономией и вторым иностранным языком рассуждала министр образования Ольга Васильева.

В идеале мы начнем мыслить категориями «что школьникам нужно», «как они этому научатся», «как этот навык будет в их жизни использоваться» и так далее. Когда (или если) это начнет происходить, мне кажется, сразу станет понятнее и с количеством часов по астрономии, и с шестым учебным днем, и со всем остальным.

Ну, и то, что школьников решили спросить, глобально правильно. В общем, неплохо бы, чтобы школьники имели какое-то отношение к вопросу о том, как им нужно учиться. Но тут очень важно правильно полученным знанием пользоваться. То есть понятно, что, скорее всего, референдум по вопросу, например, должны ли российские граждане быть все и полностью освобождены от налогов, прошел бы при довольно серьезном перевесе тех, кто от налогов решил бы отказаться. Точно так же и здесь: спрашивать школьников про учебу в шестой день, каникулы или число уроков в день – это все-таки немножечко то же, что разговаривать с пчелами про мед.

Поэтому важно, конечно, понимать их реальное мнение, знать, что они думают. Но это не всегда должно быть сформулировано в лоб вопросом. Потому что есть огромный риск того, что бы либо получишь недостижимый ответ, либо будешь должен с этим ответом как-то слишком вольно обойтись, и сам смысл задавания вопроса исчезнет», – сказал Никита Белоголовцев.

Белоголовцев Никита
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).