На российской атомной подлодке случилась крупнейшая катастрофа со времен «Курска». Во время ходовых испытаний в Японском море на подводной лодке «Нерпа» по неизвестным пока причинам сработала система пожаротушения. В результате трое военных моряков и 17 гражданских специалистов погибли от отравления фреоном – это очень ядовитый газ, который вытесняет кислород, чтобы остановить пожар. Люди при этом должны надевать специальные противогазы, чтобы не отравиться. Почему люди с «Нерпы» не успели надеть персональное дыхательное устройство (ПДУ) – предстоит выяснить следствию.
Трагедия случилась 8 ноября около 20:30 по местному времени (13:30 мск). Еще 21 человек пострадал и были эвакуированы во Владивосток и помещены в военный госпиталь. Их жизни вне опасности. Всего в подлодке находились 208 человек, из них 127 гражданских специалистов – инженеров и рабочих Амурского судостроительного завода (АСЗ) и дальневосточного завода «Восток» (Большекаменский филиал АСЗ).
Лодка вернулась на базу в Приморье. Командование Военно-морского флота России заявило, что силовая установка лодки при инциденте не пострадала и радиационный фон в норме. Сама лодка в целом также в исправности. «Бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в ходе испытаний», – сказал главком ВМФ России Владимир Высоцкой.
Субмарина «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б», по классификации НАТО «Акула») была построена на «Амурском судостроительном заводе» в Комсомольске-на-Амуре. Подлодка была заложена еще в 1991 году, затем работы заморозили из-за недостатка средств. В рамках подписанного в 2004 году российско-индийского соглашения она предназначена для передачи в лизинг военно-морским силам Индии за $650 млн. В индийском флоте лодке уже присвоено название «Чакра». Этой зимой индийский экипаж должен был прибыть на Дальний Восток и начать обучение на самом корабле.
Подводников убил ЛОХ
Система пожаротушения под названием ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) работает на подлодках уже около 30 лет. Однако, как рассказал «Интерфаксу» председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Кудрин, «некоторое время назад эта система была модифицирована». «То есть была внедрена автоматическая система подачи фреона, которая реагировала на задымленность в отсеке или повышение температуры сверх установленной отметки».
Он отметил, что случаи автоматического включения системы в прошлом уже были, поэтому «некоторые командиры, выходя в море, отключают автоматику, переходя только на ручную систему».
По мнению Кудрина, причина трагедии может заключаться в том, что гражданские на подлодке – а именно среди них большинство погибших – оказались попросту не готовы к чрезвычайной ситуации. Отметим, что в СМИ также звучала версия, что гражданские лица попросту не были снабжены портативными дыхательными аппаратами.
«На корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено» – рассказывал потом на пресс-конференции губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. По словам Ишаева, автоматическая система пожаротушения, которая была смонтирована на лодке, еще нигде не применялась. Ранее на подводных лодках система пожаротушения выводилась на пульт дежурной смены, решение о ее запуске принималось человеком. Губернатор заявил, что полностью автоматические системы не должны применяться там, где есть опасность для жизни людей.
При этом губернатор высказал мнение, что этот инцидент не повлияет на репутацию Амурского судостроительного завода. «Все задачи завод выполнил правильно. Систему сигнализации устанавливали и монтировали контрагенты завода, поэтому они должны решать вопрос об этой системе», – подчеркнул глава региона.
По факту аварии возбуждено уголовное дело по статье 352 УК РФ (нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия). Расследованием случившегося занялась специальная комиссия. 11 ноября в Приморском крае объявлено днем траура. В соответствии с распоряжением губернатора, в этот день на территории края будут приспущены государственные флаги и отменены все развлекательные мероприятия.
С 1992 года на атомных подводных лодках российского флота произошло восемь ЧП с человеческими жертвами. Самая страшная трагедия случилась в августе 2000 года, когда погибли все 118 членов экипажа подлодки «Курск», затонувшей в ходе учений Северного флота в Баренцевом море. Причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. Оставшихся в живых после взрыва подводников спасти не получилось. Спасателям удалось лишь извлечь из подлодки 12 мертвых тел. Впоследствии «Курск» был поднят на поверхность. В море остались тела лишь трех членов экипажа.