Я уже раз писал, что мы живем в эпоху четко выраженного возрождения русского (или российского – я в этом путаюсь) духа. И, как и полагается эпохе Возрождения, социальное бытие тут оказывается обременено титаническими подвигами, свершениями или же замахами на оные. Они же определяют этику и эстетику момента, т.е. в свою очередь – политику и риторику акторов.
Кому-то может показаться, что пишу я это с иронией. Отнюдь нет. Просто я фиксирую это и в этом живу, не насмехаясь, но и не возвеличивая. Ибо жизнь – как зебра. Возрождение всегда хорошо – повсюду проникающей воодушевленностью и креативом. Но и всегда сопутствует плохим – чрезмерностью, маниакальностью демиургов и тем, что человеческий материал для них обычно как песок.
Насыпал туда, насыпал сюда, не понравилось – подмел. Для меня же, как песчинке песка, любое Возрождение – дополнительный риск. Этим чувством исчерпывается отношение к нему, поскольку пирамиды радуют глаз только тогда, когда ты сам не лежишь в их основании, придавленный блоком. Но, собственно, я хотел перейти к иллюстрациям.
Возьмем типичный возрожденческий акт – экспедиция к Северному полюсу.
Имеем здесь и погружение на немыслимые глубины в батискафах а-ля Жюль-Верн, что, и на самом деле, подвиг, титаническое сопротивление давлению холодных масс! И декларирование протяженности континентального шельфа России до Северного полюса, и установка на дне титанового флага.
Всеобщая радость по этому поводу справедливо зеркальна радости освоения космоса. Притом, что титановый флаг (интересно, он развевается там?), конечно, никто никогда не увидит и не оценит, поскольку батискафное сообщение у нас еще не скоро будет налажено. Впрочем, и Гагарина никто не видел на орбите, однако все поверили.
Оппозиционная пресса, конечно, как всегда полна скепсиса, и, как всегда, не права, поскольку педалирует не те аспекты.
Типа кто признает этот ваш флаг? Якобы Кейси даже уже посоветовал дополнительно раскрасить подводные хребты в цвета флага России, поскольку это тоже ничего не даст, ровно как и установка титанового флага. Хотя было бы здорово и по-нашему – раскрасить! Послать двух мичманов – раскрасить!
А министр иностранных дел Канады Питер Маккей сравнил уникальный хепенинг с хулиганством средневекового конкистадора. Мол, не XV век, чтобы территории автоматически прирастали с фактом утверждения флага в труднодоступных местах, пусть даже и с депутатом Чилингаровым.
Однако титанизм не в том – признают или не признают флаг, а уже в заявке и в направлении мысли. Мы титаны, потому что мыслим, как титаны
Уже в одном том, что обсуждаются длящиеся границы государств и затрачиваются силы Империи, чтобы доказать то, что и так давно известно, – есть подвижничество. Что материки – не пенки, плавающие в мировом океане, а все-таки куски цельной планеты, отчего продолжаются и под водой.
Казалось бы, факт известный и двоечнику. Но как же он, двоечник, будет, однако, удивлен, осмыслив следствие. Когда выяснится, что российское государство, кроме всего прочего, полого спускается под воду прямо к Америке, подавляюще наплывая на Норвегию, Швецию, Финляндию и прямо конфликтуя и сталкиваясь с Данией, чья неслабая по территории Гренландия тоже, согласно этой теории, имеет наклонность длиться.
Дело, впрочем, становится еще серьезней, если признать флаг!
Тогда Россия разом прирастет территориями двух Франций – правда, двух подводных и холодных Франций. Ибо территория Франции 547 026 кв. км, а континентальный шлейф России, судя по изысканиям последней экспедиции, простирается более чем на миллион квадратных километров океанского дна. И малодушные каверзы насчет того, что ну и пусть, нефть с такой глубины не достать, в счет не пойдут.
Сейчас не достать, а завтра – очень даже достать.
И мало того, что беды нашей Родины умножатся, поскольку проистекают они, по всеобщему убеждению, исключительно из ее огромной, принципиально неотапливаемой, коммуникационно разорванной и незаселенной территории (а тут еще две Франции в плюс) и нефтяного перекоса в экономике (а тут новый нефтяной Эльдорадо намечается, следовательно все перекосы усугубятся). Но создастся и любопытный прецедент империалистического захвата земель в Новейшей истории. Притом, что еще много земель, как неожиданно выясняется, не поделено.
Ибо дна в мире больше, чем суши, и все это когда-нибудь придется поделить, если отвергнуть принцип общественного достояния. После России – по принципу флага, снова как в пятнадцатом веке!
А над головой еще Луна и вообще звездное небо, о котором Кант писал: «Действительно, когда дух исполнен размышлений, подобных настоящим и выше приведенным (его вышеприведенным, конечно, а не моим вышеприведенным. – С.М.), тогда вид звездного неба в ясную ночь доставляет такое удовольствие, какое испытывает только благородная душа».
И если предположить справедливость того (а кто сегодня в России не предполагает эту справедливость?), что Россия перехлестывает через свои административные границы, нарисованные на вчерашних быстро устаревающих картах, и явочным порядком собирается длиться под воду, то почему бы ни предположить, что точно так же она уходит столбом в небеса расходящимся сектором, захватывая мириады звезд вместе с их обитателями?
Причем, наш сектор явно получается больше, чем у кого-либо еще.
Это воображаемое зрелище нового могущества державы должно наполнять сердца патриотов неописуемой радостью и гордостью, вбрасывая в кровь титанические порции адреналина. Но также в нем начинает просвечивает пока еще неясный, но все более обретающий четкость вектор бытия наших потомков – всегда в строю!
Всегда в строю звездного и подводного десанта.