С сегодняшнего дня прекращается курсирование поезда № 48/47 сообщением Кишинев–Москва. Как говорят в РЖД, схема движения состава через север Молдавии, в обход Принднестровья, оказалась неудобной и увеличила время следования с 26 часов до двух суток. Систематические опоздания поезда приводили к постоянному срыву графика работы ОАО «РЖД», заявили в железнодорожной компании.
В связи с этим главы российских, молдавских и украинских железных дорог договорились, что при отказе Молдавских железных дорог возобновить пассажирское сообщение через Приднестровье (Тирасполь–Бендеры) ОАО «РЖД» с 1 ноября отменяет поезд № 48/47. РЖД за 20 суток прекратило продавать билеты на этот поезд (на молдавское направление продажа билетов осуществляется за 20 суток; на другие направления – за 45 суток).
При этом в РЖД отмечают, что железнодорожное пассажирское сообщение между Россией и Молдовой не прерывается. С 1 ноября 2006 года будут ходить два поезда Кишинев–Москва и один Кишинев–Санкт-Петербург.
В этом году вокруг Приднестровья сложилась непростая ситуация. Напомним, движение поездов через Приднестровье было прекращено после того, как в марте Украина с подачи Молдавии ввела новый таможенный режим, который в Тирасполе расценили как «экономическую блокаду». Тогда Кишинев направил все поезда в Россию, Украину и другие страны СНГ в обход Приднестровья. 6 июня Молдавия возобновила движение пассажирского поезда по маршруту Бендеры–Кишинев–Москва. По просьбе Приднестровья РЖД намеревалась со 2 июня ввести поезд сообщением Москва–Тирасполь–Москва, однако на это не дала разрешение Молдавия.
Спустя три недели после объявления Украиной новых таможенных правил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко инициировал запрет на торговлю в стране молдавским и грузинским вином – как оказалось, санитарные органы нашли в них примеси тяжелых металлов, вредных для человеческого организма. Тогда большинство экспертов сошлись во мнении, что действия Роспотребнадзора связаны именно с обострившимися отношениями Москвы с Тбилиси и Кишиневом.
Ситуация вокруг Приднестровья усложнилась еще и в связи с тем, что в ПМР прошел референдум, на котором жители непризнанной республики высказались по вопросу своей независимости от Республики Молдова: за независимость и последующее присоединение к России проголосовали 97,1% избирателей, против – 2,3%.
Россия заняла в этом вопросе выжидательную позицию. Фактически все свелось к тому, что Госдума призвала мировое сообщество учесть итоги референдума в Приднестровье «ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения приднестровского конфликта». Однако в том же заявлении был пункт о том, что Российская Федерация должна выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья.
Действия ОАО «РЖД» можно рассматривать в контексте этих событий, однако учитывая общее потепление в отношениях между Россией и Молдавией в последнее время (в частности президент Молдавии Владимир Воронин высказался за возобновление процесса переговоров по приднестровскому урегулированию, произошли изменения в деле советника РАО «ЕЭС» Валерия Пасата), действия РЖД можно объяснить тем, что Россия хочет довольно жесткими мерами решить проблемы сообщения с Приднестровьем и попутно добиться возобновления транзита через ПМР, чем облегчит жизнь непризнанной республике и повысит свой авторитет в регионе.