МВД, Центробанк, Следственный комитет и Генпрокуратура покивали друг на друга в ответ на запрос депутатов Госдумы о деньгах страховщиков, подлежащих передаче в Фонд защиты дольщиков.
Как пишет «Коммерсантъ», из полученных парламентариями откликов следует обоснованность претензий к компаниям, работавшим на рынке, при этом деньги, которые должны были передать дольщикам, так и не нашлись. Доход рынка страхования ответственности застройщиков за четыре года составил 36,6 млрд рублей, а выплаты — всего около 2,6 млрд рублей. При этом некоторые участники рынка стали фигурантами уголовных дел, а из 8,3 млрд рублей поступлений, предназначавшихся Фонду защиты дольщиков, дошли лишь 2,2 млрд.
Разбираться с крайне запущенным рынком долевого строительства власти начали лишь в 2018 году после целой череды банкротств крупных застройщиков. По закону о защите прав дольщиков риски этого рынка принял на себя специально созданный одноименный фонд. Страховщики должны были передать ему премии по договорам, действие которых не закончилось. ЦБ оценивает их объем в 8,3 млрд рублей.
На конец октября 2019 года в фонд перечислено всего 2,2 млрд рублей, задолженность в размере 6,1 млрд рублей приходится на обязательства, в том числе компании «Респект», в отношении возможного бенефициара которой возбуждено уголовное дело. Центробанк неоднократно обращался в правоохранительные органы с запросами по поводу вывода средств страховщиками с рынка, уголовное дело в отношении деятельности «Респекта» было все-таки возбуждено после нескольких отказов.
В ответе ЦБ на парламентский запрос говорится, что закон о долевом строительстве, который с 2014 года установил страхование одним из способов защиты дольщиков, не наделил Банк России полномочиями предъявлять дополнительные требования к страховщикам, и это «изначально существенно сужало» возможности по защите дольщиков. Вдобавок, регулятор не мог также влиять на тарифы и расходы страховых компаний. Закон называл страховым случаем только признание застройщика банкротом в суде или изъятие по решению суда земельного участка, что приводило «к серьезным затруднениям по получению дольщиками страхового возмещения».
Глава МВД Владимир Колокольцев в ответе депутатам констатировал, что при установлении в действиях страховщиков признаков состава преступления ситуация может квалифицироваться по ст. 159 УК (мошенничество, до десяти лет лишения свободы) либо по ст. 193.1 (незаконный вывод средств, также до десяти лет). Подобные санкции в МВД считают достаточно суровыми и целесообразности в «установлении дополнительно-уголовно-правовых мер» не видят. Генпрокуратура же в ответе на запрос сообщила, что только во втором полугодии 2018 года проверки страхования объектов долевого строительства выявили свыше 2600 нарушений, и обвинила ЦБ в недостаточном надзоре за рынком.
Генпрокуратура отмечает, что в адрес главы ЦБ было внесено представление из-за того, что регулятор несвоевременно реагировал на нарушения страховщиков «Респект» и «Проминстрах», которые не платили по банкротству застройщиков. Впрочем, представление было «рассмотрено и удовлетворено», и ЦБ утвердил план проверок страховщиков.
В Следственном комитете России на запрос парламентариев ответили, что проверка передачи страховых премий в фонд ведется, и ее ход контролируется, но следственная и судебная практики в данном вопросе отсутствуют, так что СКР предпочитает не высказываться о достаточности или недостаточности действующего нормативно-правового регулирования сферы долевого строительства.
Страховщики, в свою очередь, не могли получать данные о реальном финансовом состоянии застройщиков, и первоначальный интерес к этому рынку довольно быстро прошел. Остались на нем «не только добросовестные страховщики, но и те, которые, скорее всего, не ставили себе цели производить выплаты дольщикам, — отметил глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. — При этом действовавшее законодательство не наделяло ни Банк России, ни ВСС полномочиями по установлению дополнительных требований к страховщикам ответственности застройщиков и порядку заключения таких договоров».
По итогам проверок Центробанка количество страховщиков ответственности застройщиков сократилось почти в восемь раз: с 79 в 2014 году до 11 в 2018 году. «"Сворачивание" рынка страхования ответственности застройщиков — это исправление старой ошибки законодателей, которая стоила дорого и дольщикам, и страховому рынку», — резюмирует глава ВСС.
20 ноября на встрече с правозащитниками и общественными деятелями в штабе «Единой России» премьер-министр Дмитрий Медведев призвал вообще отказаться от долевого строительства.
«По-хорошему — собственно, в этом смысл изменений в законодательстве — нам нужно отказываться от долевого строительства на будущее, чтобы вообще ничего таким образом не строилось. И это будет лучшая гарантия того, что подобные случаи не будут появляться», — заявил Медведев.
По мнению главы кабмина, давно сложилась надежная мировая практика в сфере приобретения жилой недвижимости, и она подразумевает два очевидных подхода — договоры кредитования и ипотеку. По словам Медведева, на них и надо делать ставку в будущем. А за теми, кто продолжает работать по долевой схеме необходимо строго следить, чтобы число обманутых соинвесторов строительства не увеличилось, подчеркнул глава правительства.
С 1 июля 2019 года в России начался переход на схему финансирования строительства многоквартирных домов через эскроу-счета. Деньги дольщиков застройщик напрямую больше не получит, их разместят на специальных счетах в аккредитованных банках, а стройка будет идти за счет банковского проектного финансирования. В случае банкротства застройщика или других форс-мажоров покупатель не теряет деньги, так как они заморожены на эскроу-счете в уполномоченном банке. Дольщик вправе забрать средства со спецсчета и потратить их по своему усмотрению или оставить и потребовать передачи квартиры через суд, если дом построен.