Дмитрий Медведев своим указом создал новую должность — заместитель министра МВД по безопасности на транспорте. На новую должность назначен генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов. «Я решил создать еще одну позицию — замминистра, который будет непосредственно отвечать за ситуацию на транспорте, и назначил генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова на эту должность», — сказал Дмитрий Медведев на встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым и его новым замом.
По словам Медведева, Кирьянов займется оптимизацией работы, связанной с транспортным комплексом. Президент добавил, что новый замминистра будет отвечать не только за дорожное движение (ранее он работал главным государственным инспектором безопасности дорожного движения), но еще и за безопасность на железной дороге, при авиаперелетах и так далее.
Назначение вроде бы является повышением. Что означает признание особых заслуг главного гаишника на его посту. При ближайшем рассмотрении таковых оказывается не так уж много. Активная борьба со смертностью в ДТП не привела к существенному изменению поведения водителей. Ужесточение штрафов имело следствием повышение коррупционной ренты инспекторов. С пробками в крупных городах инспекция и вовсе практически не боролась. Издержки такой политики очевидны.
Новая должность, очевидно создана после теракта в аэропорту «Домодедово», в котором погибли 35 человек. Здесь работает обычная чиновная логика — не получается побороть — создай специальную должность или ведомство. Над созданием ведомства пока думают — размышление согласно распоряжению президента будет продолжаться до 1 марта. Убыточность такой логики очевидно — системно проблема не решается, лишь появляется ответственный, будет с кого спросить. Ну плюс открывается неплохая вакансия начальник ГИБДД.
Шеф Кирьянова Рашид Нургалиев прокомментировал назначение весьма своеобразно: «Это позволит более серьезно оптимизировать работу транспортной милиции и более эффективно реагировать на те происшествия, которые представляют общественный резонанс для нашей страны». Более эффективно реагировать (!) на теракты. Не предотвращать.
Вполне в духе ведомственного пинг-понга, который имел место в последние дни вокруг проблемы ответственности за теракт. Был уволен целый ряд милиционеров, ответственных за безопасность на транспорте. Говорили, что некоторые из них (например, Андрей Алексеев — начальник управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу) были явными «стрелочниками».Об ответственности за теракт ФСБ вслух пока не говорится.
Правда, руководству ФСБ и МВД даны президентские поручения виновных разыскать. «ФСБ России, МВД России: подготовить и внести предложения об ответственности должностных лиц ФСБ России, МВД России, в чьи обязанности входят вопросы борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспорта», говорится поручении, срок исполнения до 5 февраля. Пока же история получается следующей - по оценке федеральных каналов более других виноваты собственники «Домодедово».
«На один квадратный метр приходится по три-четыре человека. Ни охраны, никого. И этот несчастный, бедный человек, который возит тележки, который-то по-русски говорит слабо-слабо. А вы его начальник? Нет? И тоже возите, да? А с вами инструкцию служба безопасности проводила какую-нибудь? Нет? Инструктаж проходили вы, нет, здесь?» - наседает корреспондент ВГТРК Аркадий Мамонтов на грузчика из Средней Азии.
«Нет»,- говорит второй грузчик (корреспондент упорно именовал их таджиками, хотя один из грузчиков сказал, что из Киргизии).
«Понятно. Зато здесь кофе стоит, чашечка такая 100 рублей или 200. А безопасности никакой», - говорит журналист. И далее текст: «Хозяева аэропорта больше доверяли своей частной охране и гнались за прибылью». То есть нет милиции, а виноваты собственники аэропорта. На прошлой неделе с похожим заявлением выступил и Дмитрий Медведев. Получается — если служба безопасности, то надо разбираться, а если частный бизнес — и так все ясно.
Аналогия — милиционер Евсюков приходит в супермаркет и расстреливает несколько человек. Виновата, разумеется, администрация магазина, поскупившаяся на охрану, неустановившая рамки металлоискателей, пустивший Евсюкова безоружный охранник и собственники ритейлерской сети. Чем не логика? Сеть, очевидно, необходимо наказать, вплоть до перепродажи в другие руки.
Не стоит, конечно, освобождать от ответственности и владельцев аэропорта, иначе есть риск впасть в обратную крайность. Так, Владимир Соловьев пару-тройку лет назад всякую передачу и даже в блоге частенько рассказывал о несправедливом «наезде» группы высокопоставленных силовиков на прекрасный эффективный частный бизнес — аэропорт «Домодедово». Корпоративный конфликт там имеется, но то, что к нему вдруг подключается президент, а за ним и ресурс крупнейшего государственного медиа-холдинга — знак нездоровый.
Имеющий прямое сопряжение с нездоровым ажиотажем вокруг виновности тех или иных чиновников и силовиков. Наиболее наглядно описывается история в старом анекдоте, приведем его целиком. «В МВД РФ есть замечательный приказ N220 «О закреплении территории по подразделениям»... Итак, в один из отделов линейной милиции на транспорте приходит заявление, что из вагона поезда пропало полсотни живых свиней. Поскольку пропажа обнаружилась через несколько дней на конечной станции, а операм очередной «глухарь» ну совсем не нужен, «в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что, согласно справке ветеринара, свиньи прыгали с вагона на длину, превышающую 2 метра», а посему, согласно вышеупомянутому приказу, материал был направлен по территориальности «ребятам на земле».
В свою очередь, «ребята», немало удивившись нахальству линейщиков, нашли 2-х «очевидцев», которые видели, как свиньи «клином» вошли в воды Финского залива и поплыли в сторону Кронштадта. Материал переправили в Кронштадт, где, в результате очередных «мероприятий», было установлено, что свиньи в Кронштадт не приплывали. Материал передали в водную милицию... Несчастные водники, осознав, что их сделали «крайними», нашли... яхту, экипаж которой «видел», как косяк свиней, сменив курс, поплыл в сторону Финляндии.
Воспоследовал запрос в консульство Финляндии: «Не приплывали ли к Вам наши свиньи?» Обалдевшие финны официально заявляют, что никакие свиньи на территорию Финляндии не прибывали...
Измучившиеся водники пишут в отказном материале: «В связи с наблюдавшимся .. волнением на Финском заливе, оцениваемым в 2 балла, СВИНЕЙ ПРИЗНАТЬ ПОГИБШИМИ В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ». Материал был сдан в архив».
Правда, в данном случае, речь идет не о прекрасных животных, а об унесенных жизнях. Каковые становятся сигналом к борьбе различных групп влияния. Здесь, кажется, даже о награждении непричастных уже говорить неудобно, имеют место неявные поползновения делать на трагедии капитал и подставить чужую голову вместо своей.