17 августа 2006 года в центре города Грозный неизвестные сотрудники силовых структур похитили Элину Эрсеноеву – жену Шамиля Басаева, работавшую в рамках проектов Комитета правительства Чечни по делам молодежи и внештатным корреспондентом газеты «Чеченское общество».
Как сообщал ранее «Полит.ру», Элину Эрсеноеву захватили в центре Грозного примерно в 9 утра, когда она направлялась на работу. Вместе с тетей они вышли из такси в районе Дома моды в Грозном. Практически сразу неизвестные люди в масках и камуфляже подскочили к ним сзади, заломили руки за спину и, втолкнув в стоящие тут же машины, увезли в неизвестном направлении. Тетю Эрнестоевой через несколько часов отпустили: с мешком на голове ее посадили в машину и высадили в Грозном.
Примерно в 12 часов дня Элина позвонила тете со своего мобильного телефона, сказав: «Мне разрешили позвонить. Не надо паники. И не говори маме». Затем похищенная позвонила в семь часов уже своей матери и сообщила, что похитители обещали отпустить ее уже сегодня. Потом телефон взял мужчина и подтвердил сказанное девушкой. Однако до сих пор похищенная не появилась, ее телефон продолжает оставаться отключенным.
Точное местонахождение и дальнейшая судьба 26-летней журналистки все еще не установлены. Родственники и знакомые Элины Эрсеноевой всерьез опасаются за ее жизнь. Международная Хельсинкская Федерация, Международная Федерация прав человека и Центр «Демос» обратились в адрес прокурора Чечни Валерия Кузнецова с открытым письмом, в котором просят сделать все возможное для освобождения Эрсеноевой.
В этом письме, в частности, говорится, что за два дня до похищения Элина Эрсеноева обратилась в Международную Хельсинкскую Федерацию и Центр «Демос» с просьбой о помощи. Она рассказывала о том, что ее саму и ее семью уже некоторое время преследуют местные силовые структуры, главным образом «кадыровцы», и это связано с тем, что в ноябре 2005 года она «вышла замуж за человека, который оказался боевиком».
По данным «Кавказского узла», Элина Эрсеноева была последней женой Шамиля Басаева. «Нами было проведено собственное расследование по этому факту, – сказали в Информационном центре Совета неправительственных организаций (СНО). – Как удалось узнать, Элина Эрсеноева несколько месяцев назад вышла замуж за Шамиля Басаева. Преследования Эрсеноевой и ее родных начались, вероятно, именно после того, как об этом стало известно спецслужбам».
По словам сотрудника неправительственной организации, к Эрсеноевым несколько раз врывались сотрудники различных силовых структур, избивали и забирали ее мать. Ей звонили и угрожали, требовали каких-то денег. В последнее время, после сообщения о смерти Басаева, гонения на Эрсеноевых усилились. Как предполагают некоторые ее знакомые, возможно, Элину похитили то ли из-за каких-то бумаг, то ли денег Басаева.
«Утверждается, что у Басаева имелся некий кейс, в котором находилось несколько миллионов долларов и какие-то документы. Вероятно, похищение Эрсеноевой, его последней жены, как-то с этим связано», – считает сотрудник неправительственной организации.
По его мнению, Элина Эрсеноева стала обыкновенной жертвой обстоятельств. «Насколько нам удалось выяснить, она всего несколько раз виделась со своим мужем. Нельзя исключать, что журналистка и сотрудница общественной организации, работающей по программе «Юнисеф», нужна была Басаеву только для того, чтобы решать какие-то свои мелкие задачи. Но в любом случае, Эрсеноева не может и не должна отвечать за его действия», – говорит собеседник.
Картину дополняет рассказ руководителя центра СНО Таисы Исаевой, которая сообщила «Коммерсанту», что Элина Эрсеноева стала женой Басаева год назад, причем не знала, за кого должна выйти замуж: девушку якобы сосватала дальняя родственница, вдова убитого президента Ичкерии Абдул-Халима Сайдуллаева, сказав, что жених – какой-то эмир. «В Чечне иногда бывает, что невеста встречается с женихом, уже оказавшись в его доме»,– уточнила Исаева.
Узнав, что ее мужем стал Басаев, Элина Эрсеноева якобы смирилась, но скрывала это от своих близких родственников. «По моим данным, Эрсеноева за год замужества встречалась с Басаевым всего несколько раз»,– сообщила Исаева. По ее мнению, Элина нужна была террористу скорее как помощница, чем как супруга: «Говорят, что Эрсеноева размещала заявления Басаева на сайтах боевиков в Интернете». Впрочем, главной причиной захвата и удержания Элины Эрсеноевой, по словам сотрудницы СНО, является не ее сотрудничество с сайтами боевиков, а деньги и документы, оставшиеся у нее после ликвидации мужа: «Они требуют отдать дипломат с документами и $7 млн». Таиса Исаева не верит, что все это было у ее подруги: «Зачем ей сидеть на чемодане с миллионами? Обладай она такой суммой – давно могла бы уехать не только из Чечни, но и из страны».
В то же время Татьяна Локшина из Центра «Демос» не подтверждает (но и не опровергает) информацию о том, что Элина Эрсеноева была женой Басаева. «На чем основаны утверждения СНО о том, что Элина Эрсеноева была женой Басаева, сегодня нам неизвестно. Мы знали, что Элина очень непродолжительное время была замужем за боевиком, погибшим более месяца назад, и с этим фактом связывала преследования своей семьи. Но даже если предположить, что этим боевиком действительно был Басаев, какое сейчас это имеет значение? Речь идет о похищении и насильственном противоправном удержании женщины – о преступлении, которое в принципе ничем не может быть оправдано. Родственные отношения с боевиком – будь то «террорист № 1» или мелкая сошка – не могут и не должны вменяться человеку в вину», – считает Локшина.