Московская полиция перешла на усиленный режим службы - все подразделения получили ориентировку на трех предполагаемых сообщников террористки-смертницы Наиды Асияловой, которая накануне подорвала себя в пассажирском автобусе на окраине Волгограда. При въезде в город на постах ГИБДД вместе с автоинспекторами дежурят оперативники. Досматривается весь подозрительный транспорт. Дополнительные наряды полиции задействованы на железнодорожных вокзалах.
В ориентировку включены муж Асияловой Дмитрий Соколов, а также двое других участников махачкалинской бандгруппы — Руслан Казанбиев и Курбат Омаров. Если распечатки фотографий двух последних взяты из формы №1, которая заполняется при получении паспорта, то на Соколова, уроженца подмосковного Долгопрудного, есть сразу несколько фотографий, снятых с разных ракурсов. «Похож на европейца, имеет средний рост и среднее телосложение, прямые темные волосы и светлые глаза», — указано в ориентировке.
Ранее уже звучало предположение, что именно Соколов собрал для своей супруги взрывное устройство. По данным газеты «Коммерсантъ», которая имеет свой источник в правоохранительных органах, Соколов является одним из ключевых подрывников махачкалинской бандгруппы. Он же занимался подготовкой теракта в столице Дагестана, который произошел 25 мая 2013 года. Тогда смертница Мадина Алиева (Салаханова) которая также как и Асиялова была замужем за боевиком, подорвала себя возле здания МВД Дагестана. Ранения получили 11 человек, в том числе пятеро полицейских.
Согласно информации из открытых источников, Асиялова и Соколов познакомились в интернете около пяти лет назад. Уже тогда Соколов, сын военного, активно интересовался религией, оружием, способами изготовления взрывных устройств, посещал московские мечети и курсы арабского языка. Через некоторое время Асиялова переехала в Москву и стала гражданской женой Соколова. В начале июля 2012 года он ушел на очередные занятия по арабскому языку, но домой с них не вернулся. Силовики считают, что 20-летний юноша уехал в Дагестан и вступил в ряды махачкалинской бандгруппы, поддавшись влиянию Асияловой. Тогда же он принял ислам и взял себе имя Абдул Джаббар. Менее чем за год Соколов стал главным подрывником «махачкалинцев».
Что касается 25-летнего Казанбиева и его ровесника Омарова, то известно, что они являются активными членами махачкалинской бандгруппы и находятся в федеральном розыске. Оба подозреваются в причастности к взрывам около поста ДПС на выезде из Махачкалы, которые произошли вечером 3 мая 2012 года. В результате двойного теракта погибли 13 человек, в основном — сотрудники полиции. Более 100 человек получили ранения. Кроме того, Казанбиев подозревается в причастности к покушению на майора полиции Курбана Ахмедова, а также к убийству хозяина одной из махачкалинских заправок и его сына. Следователи предполагают, что погибшие отказались выплачивать боевикам деньги, которые те вымогали у них.
Как уже установлено следствием,
приехала в Волгоград на рейсовом автобусе, следовавшем из Махачкалы в Москву. Она вышла около Волгоградской академии МВД примерно в 13:00. Собиралась ли она ехать дальше в столицу, но вышла из-за непредвиденных обстоятельств, или Волгоград был ее конечным пунктом, следователи затрудняются ответить. LifeNews пишет, что теракт должен был состояться в Москве. По плану, Соколова и Асиялову в столице уже дожидались Казанбиев и Омаров, но в пути что-то пошло не так.
Буквально через час после прибытия в Волгоград девушка зашла в автобус №29 и взорвала себя. В салоне в это время находились более 40 человек. Шесть пассажиров и Асиялова погибли на месте. Около 30 человек были госпитализированы с оторванными конечностями, ожогами, контузиями и ушибами. 27 человек до сих пор находятся в больницах Волгограда и Москвы.
По предварительным данным специалистов Следственного комитета, мощность взрыва составила около 500-600 граммов в тротиловом эквиваленте. Ряд экспертов утверждает, что мощность взрывного устройство была гораздо больше — около 2-3 килограмм. Кроме того, взрывчатка была начинена металлическими поражающими элементами — дюбелями.
Первоначальной версий взрыва была неисправность в газовых баллонах автобуса, но уже в считанные часы после трагедии следователи заявили, что к взрыву может быть причастна террористка-смертница. На месте происшествия, помимо автобусного билета из Махачкалы, был обнаружен паспорт на имя Наиды Асияловой, уроженки Буйнакска. Один из главных вопросов, который сейчас интересует журналистов и общественность, — это почему паспорт смертницы практически не пострадал при взрыве и почему ей удавалось свободно передвигаться по территории страны без наблюдения со стороны правоохранительных органов.
Член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко предположил, что Асиялова могла даже не знать о содержимом свертка, которые ей вручили, а взрыв был осуществлен дистанционно. «На территории Дагестана и Северного Кавказа в целом есть устойчивое террористическое подполье, члены которого мотивируют участников, вовлеченных в эти группы, религиозно, политически, психологически, духовно на совершение терактов… На сознание молодых людей ведется непрерывное давление, которое психологически изолирует человека. А женщины особенно беззащитны в этой ситуации, потому что она доверяется мужчине», — сказал Шевченко в эфире телеканала «Дождь».
31-летняя Наида Асиялова родилась в дагестанском селе Гуниб в 170 километрах от Махачкалы. Газета «Известия» пишет, что девушка уехала якобы на заработки в Москву еще семь лет назад. По словам соседа семьи Асияловых, уже тогда мать рассказывала про серьезное заболевание дочки. «Желудок у нее болел. Потому что похудеть она хотела, таблетки для похудения вечно ела, вот и загубила его», — призналась Равзат Асиялова. В соцсетях писали, что девушка страдает тяжелым заболеванием костей — остеопорозом и буквально «заживо гниет». Источники, близкие к следствию, предположили, что болезнь могла быть выдумкой, а все деньги, собранные в интернете для лечения, на деле шли боевикам.
По другим данным, Асиялова не проживала в родном селе с 2010 года, избегая связи с родными, которые не исповедовали взгляды ваххабизма. Регулярно меняла места проживания, везде стараясь вступать в контакт со вдовами и женами действующих боевиков, была одним из авторитетных лиц женского джамаата. При этом, по оперативной информации, Асиялова только недавно приняла ислам.
Спецслужбы не исключают вероятность того, что теракт в Волгограде — это месть боевиков за последние успешные операции правоохранительных органов на Северном Кавказе. Например, в начале октября в Дагестане была уничтожена основа «левашинской» бандгруппы, в том числе их лидер 35-летний Залихман Рабаданов. В Ингушетии была предотвращена целая серия терактов, а 15 октября Северо-Кавказский окружной суд приговорил военного эмира Имарата Кавказ Али Тазиева (Магас) к двум пожизненным срокам. Некоторые эксперты предполагают, что взрыв в Волгограде может быть лишь началом цепочки терактов, которые должны посеять атмосферу страха и дискредитировать предстоящие Олимпийские игры в Сочи, которую ранее исламисты уже призывали сорвать.