Министерство транспорта России подготовило поправки к Федеральным авиационным правилам, которые могут спровоцировать повышение цен на авиабилеты для пассажиров. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники. Формулировкой законопроекта занималась Транспортная клиринговая палата, которая пытается легализовать таксу ZZ, включаемую в цену авиабилета при его приобретении через систему взаиморасчетов ТКП.
Газета напоминает, что ТКП — это частная компания, которая была создана в 1990-х авиакомпаниями как структура, занимающаяся взаиморасчетами между ними. По данным СПАРК, 73% компании принадлежат структурам, контролируемым семьей экс-гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова и его партнером Сулейманом Ибрагимовым.
«Сегодня авиакомпании могут проводить взаиморасчеты через российскую Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте (в ней работает ТКП) и через иностранную BSP, созданную IATA. В 2018 году через ТКП прошло около 16 % трансакций. Российской системой взаиморасчетов пользуются преимущественно региональные авиакомпании Nord Star, "Якутия", "Руслайн", "Ираэро", "Газпромавиа", "Северсталь", "Ижавиа", "Красавиа". Из крупных перевозчиков услугами ТКП пользуется только Utair. Через таксу ZZ ТКП взимает плату за оформление договора авиаперевозки на "нейтральном" электронном билете — он отличается кодировкой от электронного билета авиакомпаний. При покупке билета через консолидатора (агента) он направляет всю сумму авиакомпании, которая в свою очередь отчисляет сумму таксы ТКП. Такса ZZ составляет 185 рублей», — объясняет издание.
Вместе с тем, в самой ТКП заверили, что такса уже включена в цену билета при его приобретении через систему бронирования, поэтому повышения стоимости не будет. Так же высказался и глава Infomost Борис Рыбак, который пояснил, что ТКП могла бы просто уведомить авиакомпании о повышении таксы в рабочем порядке.
В Ассоциации туроператоров России придерживаются другого мнения. Там напомнили, что только за последние пять лет такса выросла в три раза: с 60 рублей до 125 рублей, а затем и до нынешних 185 рублей.
«Интересно, что такса ZZ применяется абсолютно для всех билетов, реализуемых на бланках ТКП. В том числе и на субсидируемых рейсах, на которых взимание сборов в принципе запрещено. Участники рынка называют это одной из причин, по которой ТКП озаботилась поправками в ФАП. Своими действиями ТКП фактически признала, что взимание таксы ZZ является неправомерным. Если возможность включения таксы в тариф будет закреплена в ФАП, ТКП сможет взимать ее на любых рейсах на законных основаниях», — сообщает сайт АТОР.
Там уточняют, что разработка поправок продиктована желанием «удержать свои позиции на рынке, сохранив прибыльность компании».
«Сейчас ТКП – это не только нейтральная система расчетов между авиакомпанией и агентом. Палата начала развивать субагентскую сеть, в том числе, в регионах, где субагенты получают с таксы возвратный бонус», — добавили в АТОР.
Напомним, что в начале этого года Федеральная антимонопольная служба проверила данные о ценах на авиабилеты в России, но резкого роста не выявила. По итогам ревизии оказалось, что стоимость выросла, в среднем, на 5 %.
«Основная причина – увеличение топливного сбора и сокращение предложений авиабилетов по льготным ценам и промоакциям. Доля продаж авиабилетов через агенства-агрегаторы не превышает 30 %. Основным каналом продаж услуг авиакомпаний остаются их собственные интернет-сайты и офисы», — сообщили в пресс-службе ФАС.
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, убытки перевозчиков за первый квартал составили 45 млрд рублей, что существенно больше показателей предыдущих двух лет — 34 млрд в том же периоде 2018-го и 21 млрд — в 2017-м. Эксперты отрасли предсказывают уход некоторых компаний с рынка и повышение цен на авиабилеты. Однако слишком сильный рост отпугнет потребителей.
«Весь маркетинг авиакомпаний построен на том, чтобы забрать у потребителя максимальное количество денег, которое он готов заплатить, под любым предлогом. Это необязательно просто повышение цен — это какие-то распродажи и скидки, чтобы человек заранее купил билет, может быть, на те маршруты, которые он не планировал. Если на рынке нет роста цен, значит, и у потребителей денег нет. Государству все время приходится поддерживать отрасль. Если периодически не помогать финансово, то у нас просто не будет авиатранспорта. Вопрос в том, чтобы процесс был разумно организован. Пока это все, естественно, существует, в ручном режиме. Когда у авиакомпании начинаются проблемы, с ней начинается какая-то отдельная история, ей дают какие-то специальные льготы. Системно никто не хочет этим заниматься», — сказал «Коммерсанту» независимый аналитик по вопросам экономики транспорта Дмитрий Адамидов.