Корреспондент «Полит.ру» выяснил, как организовано полевое направление избирательной кампании в штабах основных кандидатов на пост мэра Москвы.
Аккуратный промоушен Собянина
Штаб Сергея Собянина обещал начать активную предвыборную агитацию с 1 августа, и одним из основных компонентов кампании должны стать пикеты с раздачей листовок. На инструктаже, на котором побывал и корреспондент «Полит.ру», специально подчеркнули, что не стоит путать это мероприятие с пикетом волонтеров.
«Если вас спрашивают, платят ли вам за работу на пикете, вы говорите: да, мы работаем официально, по договору. И это правда - не надо ничего врать. Мы никакие не волонтеры. Я стою на пикете, потому что поддерживаю Собянина, но эта работа оплачивается. Какая оплата? Мы отвечаем: размер нашей оплаты примерно такой же, как у курьера, или, чтобы понятнее для молодежи, как у промоутера», - напутствовал агитаторов тренер штаба Собянина.
Отдельно было сказано о недопустимости курения на пикете - если запрет на курение в публичных местах будут нарушать представители врио мэра Москвы, получится совсем некрасиво. Тренер припомнил случай, когда каких-то волонтеров, курящих перед зданием их штаба, сфотографировали проходящие мимо граждане. Не стоит питаться на тумбочках для пикета, а вот следить за чистотой маек - обязательно. Официальный цвет компании Собянина – белый, а, значит, и майки агитаторов должны быть соответствующими.
Оплачиваться труд агитаторов, по словам тренера, будет из бюджета кандидата: «Это не бюджет города Москвы, обратите внимание!».
В ходе тренинга потенциальную аудиторию агитаторов Собянина разделили на три группы: зеленый, желтый, красный. Зеленым надо было предложить стать наблюдателями, желтых – попытаться заинтересовать, красных – не трогать. Основная задача – не сделать из желтого красного, при неумелой навязчивости это было бы не слишком сложно.
Главное наставление волонтерам звучит так: ни с кем не ссорьтесь; служите олицетворением белого, чистого, прозрачного образа кандидата. После инструктажа агитаторы направились оттачивать навыки на заднем дворике штаба под наблюдением инструкторов.
Всего по Москве планируется провести примерно 130 пикетов, это не считая работы простых агитаторов у метро. Поквартирная агитация в рамках кампании Собянина проводиться не будет, но всем сторонникам выдаются агитматериалы, которые они могут распространять среди друзей и знакомых. В целом - все стандартно.
Встречи с избирателями у Сергея Собянина начнутся примерно с 14 августа, даты и места проведения встреч уже распределены по результатам жеребьевки среди кандидатов. Дополнительные встречи Собянин как кандидат в мэры не планирует.
Пресс-секретарь штаба Евгения Степочкина отметила, что Собянин имеет возможность встречаться с жителями Москвы еще и в рамках своих выездов в город в качестве врио мэра. Об этих встречах можно посмотреть сюжеты на ряде телеканалов.
Палатки Левичева
Руководитель штаба кандидата от «Справедливой России» Николая Левичева Александр Агеев рассказал «Полит.ру», что они рассчитывают на рост рейтинга кандидата ближе к концу кампании: «Чисто в Москве у нас узнаваемость невысокая. Наш кандидат больше известен в профессиональных кругах. Мы работаем на его узнаваемость. За каждое слово он несет ответственность. Мы надеемся, что когда люди придут делать выбор, они сделают выбор в пользу Николая Левичева. У нас самая умная программа».
На взгляд Агеева, именно ставка на умную кампанию позволит кандидату от эсеров победить того же Навального, и нынешний нулевой рейтинг они всерьез не воспринимают. Руководитель штаба также сообщил, что по Москве уже стоит несколько сотен палаток Левичева, они «визуально красивые», и в них работают члены партии, которые лично знают кандидата от справороссов. Кроме того работают примерно 1100 агитаторов, раздающих газеты и другой материал.
Поквартирный обход проводиться не будет, так как его сопровождают различные сложности, например, кодовые замки на подъездах. Источник, близкий к руководству партии, уверяет, что Левичев серьезно относится к выборам, так как это для него своеобразный «вызов».
На взгляд корреспондента «Полит.ру», дела с агитационными материалами у эсеров на данный момент обстоят действительно неплохо. За неделю ему несколько раз вручили у разных станций метро газету «Город справедливости».
Методы ЛДПР
Представитель штаба Михаила Дегтярева (ЛДПР) Борис Чернышов считает, что эффект полевой кампании очень велик. Он пообещал встречи с избирателями каждый день, а в ближайшее время должны появиться и кубы с пикетами от Дегтярева. На вопрос, не является ли это копией кампании Алексея Навального, собеседник «Полит.ру» ответил отрицательно: «На самом деле, если обратиться в историю политики, то эта технология далеко не Навального… Она достаточно удобная. Мы просто кубы поздно заказали, опоздали, а Алексей Анатольевич успел прикормить политиков и политтехнологов к данной инновации».
Встречи с избирателями проводятся и в формате участия в митингах по каким-то проблемам, и просто для представления кандидата: «Как показала практика, приходят избиратели. Они общаются с кандидатом в простой форме. Он презентует позицию, программу, идет дискуссия вопрос-ответ. Мы о них заранее информируем через интернет, блоги и т.д.».
Расчет кампании идет на Юго-Восток Москвы, Зеленоград, Южный округ. По словам Чернышова, на Западе Москвы тяжелее, так как там живут более обеспеченные москвичи. Надеется он на хорошие результаты и в Новой Москве: «К сожалению, раньше, при Громове, у нас там срезали определенный процент».
Количество КПРФ
Заместитель руководителя избирательного штаба Ивана Мельникова, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков не считает, что их кандидат уделяет избирателям меньше внимания, чем Алексей Навальный: «Москва - тот регион, где нельзя созвать большинство избирателей на встречу с кандидатом. Мериться количеством тут не совсем правильно. Показателем является то, кто приходит на эти встречи. Те, кто приходит послушать, либо решать конкретные вопросы, пытаться продолжить работу, которую делали до этого. Наш вариант второй. Принципиальное отличие нашей кампании в том, что у нас есть фракция в Мосгордуме, которая может отчитаться о своей деятельности, честно посмотрев в глаза всем, кто пришел на встречу».
По словам Клычкова, растет и количество пикетов по Москве. Коммунисты надеются довести их число до двух сотен. Эффект «от двери к двери» достигается за счет членов партии, которые берут агитматериалы и разносят их соседям и друзьям.
Автобусы Митрохина
Пресс-секретарь партии «Яблоко» Игорь Яковлев отметил, что одной из основных технологий их предвыборной кампании будут передвижные пункты агитации за Сергея Митрохина. Точное количество машин он не назвал, но упомянул, что их планируется около десяти. Будут проводиться и встречи с избирателями, и традиционное для кандидата участие в митингах против точечной застройки и других проблем москвичей.
«Полевая кампания очень важна в условиях того, что мы, как и другие оппозиционные кандидаты, не избалованы вниманием медиа», – считает Яковлев.
Навальный: «открытая закрытость» одного микрофона
На первый взгляд, кампания Навального выглядит одной из самых активных в плане работы с избирателями. СМИ отмечали его агитационные кубы, в которых работают волонтеры, а также внушительное количество встреч с избирателями, которые стартовали в конце прошлой недели.
До конца предвыборной кампании Навальный собирается проводить по три встречи в будние дни и по пять в выходные. Микрофон на такой встрече присутствует только в руках самого кандидата в мэры, в итоге в окружении нескольких сотен человек всем слышно только то, что говорит сам кандидат. Иногда он немного переформулирует вопросы и не вступает в дискуссию. Так, когда один пожилой человек спросил его об адвокатском стаже, Навальный начал рассказывать, как подвергались допросам члены комиссии, которые аттестовали его на получение этого статуса.
На вопрос корреспондента «Полит.ру» о стратегии развития города - по пути какой из других столиц пойдет Москва в случае избрания Навального - кандидат снова начал говорить о борьбе с коррупцией и прозрачности бюджета города.
Когда кто-то из потенциальных избирателей возмущается происходящим, Алексей Навальный подхватывает, что он, например, тоже не понимает высоких цен на ЖКХ, которые непосредственно касаются его семьи. На вопросы о себе отвечает сжато. Рассказывает об успешных проектах - к ним он причисляет «Роспил» и др. Похожий элемент присутствует и в листовках, раздаваемых в его поддержку. Биография кандидата там изложена весьма кратко: адвокат, учредитель «Фонда борьбы с коррупцией», окончил РУДН и Финансовую академию, есть жена, дети.
Пришедшим на встречу с Навальным формат явно нравится. Они берут у него автографы, пожимают руку, что-то дарят. Приходят разные люди, и молодые, и пожилые. Последних даже больше.
Штаб Навального славится своей непростой работой с прессой. Как заявил «Полит.ру» руководитель штаба Леонид Волков, «у нас в понедельник, среду, пятницу проводятся пресс-брифинги. На них и приходите». Но в среду Волков не пришел по причине болезни, и вместо него с представителями СМИ общалась пресс-секретарь Анна Ведута. По ее словам, уникальность штаба Навального – в количестве задействованных волонтеров, их около 5 тысяч: «К нам приходят молодые люди с горящими глазами и спрашивают: "Как помочь?" ». Они же проводят пикеты у кубов; в будние дни, по словам Ведуты, около 20-30 пикетов, а в выходные – 50-70.
По большинству вопросов пресс-секретарь отсылала к людям, которые на брифинге не присутствовали. Почему не предусмотрен микрофон для слушателей – это к отделу организации митингов. Про краткость биографии кандидата в листовке Ведута отметила, что там содержится только нужная москвичам информация: «У Навального разная биография в разных источниках, а листовка ограничена в объеме».
Закрытость руководителя штаба собеседник «Полит.ру» объяснила отсутствием времени: «Нету никакой закрытости, мы много работаем и мало спим. Если Волков будет отвечать всем журналистам, у него не будет времени для активной деятельности». Даже 7 минут для беседы для руководителя штаба кандидата - роскошь.
В ходе пресс-брифинга также было отмечено, что широкое медиа-присутствие на встречах Навального с избирателями не желательно, так как граждане могут испугаться камер, и доверительной беседы не состоится. Хотя на обеих встречах, где присутствовал корреспондент «Полит.ру», видеокамера была. Судя по всему, это была инициатива волонтеров.
Пресс-брифинг продлился меньше 30 минут. После Анна Ведута покинула встречу, подтвердив занятость, а не информационную закрытость. В штабе фотосъемка разрешена только с ее разрешения, а профессиональные камеры вызывают особое опасение.
Все собеседники «Полит.ру» подчеркивали значение полевого направления в предвыборных кампаниях. Однако создается впечатление, что они дают эффект тогда, когда кандидат уже обладает серьезной известностью.