Вновь газовая война. Нынешний газовый конфликт с Белоруссией — чисто политический. В основе лежит недовольство белорусов Таможенным союзом, в который их усиленно тащит Россия. А поводом, кажется, стал личный конфликт российского и белорусского президентов. Второй даже попытался поссорить Медведева с Путиным. Профиты могут извлечь оба спорщика. Все-таки выборы, а ситуация неопределенная.
Привычные уже сводки с газовых фронтов. "Не дожидаясь перечисления денежных средств от "Газпрома" за осуществленный в мае текущего года транзит российского природного газа по белорусской газотранспортной системе и газопроводу "Ямал-Европа" в страны Европы, в полном объеме произведен расчет за потребленный Беларусью в мае природный газ", - отметила представитель Минэнерго Белоруссии. Таким образом, Беларусь рассчиталась с ОАО "Газпром" в полном объеме за потребленный республикой Беларусь в мае природный газ, подчеркнула она.
В настоящее время созданы оперативные штабы в ГПО "Белэнерго", ГПО "Белтопгаз" и ОАО "Белтрангаз". Координация действий штабов возложена на Минэнерго.
В настоящее время ряд электростанций Беларуси переведены на сжигание резервных видов топлива. Ограничена подача природного газа на промышленные предприятия.
Это, стало быть, их Информбюро. А вот наше Информбюро:
Ранее сегодня "Газпром" сократил объем поставок газа в Белоруссию еще на 15% - всего до 30%. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, сокращение поставок газа будет продолжаться пропорционально задолженности. В свою очередь пресс-секретарь «Газпрома» Куприянов заявил, что с 10 утра среды "Газпром" продолжит сокращать объем поставляемого в Белоруссию газа.
«Связывать транзит с поставками нельзя ни в коем случае, - подчеркнул он, добавив, что надо «отделять мух от котлет». - Мы не на коммунальной кухне, где я поставил кастрюлю, а ты вытащил кусок мяса».
И тут же их Информбюро:
«Это они не выполняют контракт. Мы молчали, мы об этом не говорили, они там мямлили устами пресс-секретаря, что мы что-то не подписываем и так далее», - сказал Лукашенко. И: "Извините, когда нас начинают унижать не то котлетами, не то колбасой, маслом или блинами... мы это воспринимаем как оскорбление. Так не подобает вести президенту дружественного соседнего Союзного государства - президенту, который возглавляет фактически один народ". Это он про высказывание президента Медведева.
И так далее. Как настоящий главнокомандующий Медведев дает указания генералу, то есть предправления «Газпрома» Миллеру, что делать, если завтра Белоруссия перестанет поставлять газ в Европу. Что обещает главнокомандующий Лукашенко.
Можно в начале нынешней газовой войны винить «Газпром»? Можно. Можно белорусские власти? Безусловно. Поле для аутсайдерских интерпретаций крайне широкое: от «Москва опять начала политику энергетического шантажа» до «режим Лукашенко пытается выторговать себе поблажки». Даже инициатор газовой войны не проявил себя: стороны обвиняют друг друга.
Превратности «дружбы»
Если разбираться, то простое объяснение водится где-то в реализация идеи Таможенного союза. Реализация эта наталкивается на активное противодействие белорусской стороны. Ясно, что 1 июля никакого Таможенного союза Москва не идет на уступки Минску, вот Лукашенко и провоцирует конфликт.
Открытая часть диалога во время встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко в ночь на 12-е июня, между тем, напоминала встречу давних друзей. После обсуждения гастрономии и плавания прессе был озвучен следующий диалог:
Встреча с Медведевым тогда была не такой теплой, а сообщили о переговорах в духе «есть над чем работать нашим братским народам». «Думаю, что мы, прежде всего, должны сконцентрироваться на наших двусторонних отношениях. Имею в виду наши интеграционные устремления, желание создать Таможенный союз, впоследствии выйти на Единое экономическое пространство, и поговорить о том, что нам мешает сейчас это сделать: существуют ли неразрешимые противоречия, или они всё-таки могут быть нами урегулированы, и мы выйдем на финальную часть реализации тех договорённостей, которые были достигнуты в Минске и которые мы с Вами подкрепляли впоследствии», - это почти все заявление Медведева, переданное пресс-службой. Пресс-служба Лукашенко была чуть-чуть многословнее: "У нас сегодня должен состояться откровенный разговор. Что касается Таможенного союза, вы сказали о неких противоречиях, — они действительно существуют, но неразрешимых вопросов в отношениях между нами абсолютно нет. И то, что мы сегодня в состоянии развязать эти узлы, — это так", — цитата. При этом он подчеркнул, что Беларусь всегда обращала внимание своих партнеров на необходимость полной прозрачности, и если что-то создается, то это должно происходить на равноправной основе. Касаясь двусторонних отношений Беларуси и России, Лукашенко выразил убежденность, что стороны могут вывести свои отношения еще на более высокий уровень, учитывая, что они и так являются особыми и союзническими. "У нас очень близкие отношения, и мы готовы в этом плане прибавить", — сказал президент.
Интересно не то, что переговоры провалились (насколько можно судить), а риторика белорусских СМИ, об этом повествующих. Официозная «Советская Белоруссия» написала по итогам переговоров: «приехав в Ново–Огарево к Владимиру Путину, Президент рассказал, что разговор с Дмитрием Медведевым был бурным. Оставшиеся вопросы Александр Лукашенко обсудил наедине с премьер–министром России». И заявление Лукашенко на встрече с Путиным и вялая реакция кремлевской пресс-службы, кажется, означают, что Лукашенко публично делает ставку исключительно Владимира Путина в качестве переговорщика. И попробовал опять-таки публично сыграть на «раскол тандема». Белорусские официальные СМИ активно освещали и киргизскую тему: в их интерпретации «переворот с кровавыми последствиями в Кыргызстане» - провал России, которой «нужно закрепиться в статусе региональной державы». Наверно, можно расшифровать «провал Медведева». Во время сегодняшней встречи Лукашенко с Лавровым также была озвучена тема «обиды на Медведева».
Белорусскому руководству не нравятся предложенные условия ТС и оно спровоцировало нынешний конфликт. Спусковым крючком послужила активная «антироссийская» риторика по Киргизии и игра во внутреннюю российскую политику. Россия не стерпела и «отключила газ».
Польза конфликта
Для Лукашенко конфликт в целом выгоден. Во-первых, он консолидирует на время белорусские элиты вокруг Лукашенко. Во-вторых, приближаются выборы президента Белоруссии. Правда, дату их не может назвать никто, даже Лукашенко в интервью Reuters сказал только об ощущении, что выборы должны пройти к началу следующего года. Накануне выборов Лукашенко традиционно начинает интересовать «реакция Москвы», в белорусских медиа начинают озвучиваться варианты различной степени параноидальности относительно участия соседей Белоруссии в ее внутренних процессах.
Вполне вероятно, что белорусский лидер проведет мобилизационную кампанию под лозунгом «Белоруссия в кругу врагов». Это позволит и «отжать» оппозицию (вплоть до прямых репрессий), и не дать сыграть теме «катастрофического положения в белорусской экономике», и отмобилизовать и почистить команду собственных сторонников. В ситуации мобилизационных выборов вероятность серьезных волнений хоть по киргизскому, хоть по армянскому варианту снижается существенно, к вящей радости белорусского президента.
Кажется, что и президенту Медведеву конфликт пойдет на пользу. Конфронтация с Белоруссией небесполезна для его имиджа либерала. А успешное для Москвы разрешение конфликта добавит Медведеву аппаратного веса. Наконец, все в России уже видели, что Медведев «управляет вентелем» - внешне ход неслабый. У нас тоже будут выборы и факт влияния одного из кандидатов на крупные хозяйствующие субъекты — немаловажен. Проект же «Таможенный союз» был изначально туманен. К тому же его предложил Владимир Путин.