будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Работягов Дмитрий

Полис гражданского равенства

Полис гражданского равенства
soc
Иллюстрация: SXC

Как начать жить по средствам в сфере социальных гарантий и при этом дать новые возможности для развития человека, экономических субъектов и политических систем?

Политика и реальность

Будущее благосостояние «белых воротничков», пенсионеров и бюджетников все чаще подвергается сомнению. Запросы граждан становятся невыносимым бременем для экономик, бюджетов и экологии многих стран, однако правительства не в силах своевременно от него избавиться, опасаясь общественной нестабильности. В итоге все равно растут протестные настроения, доходящие до критики капитализма в целом. Но протесты – лишь симптом, неспособный вырасти до уровня лекарства от никуда не исчезающей проблемы. И проблема эта - дефицит возможностей у людей влиять на судьбоносные для них решения, принимаемые корпорократами, олигархами, избираемой и не избираемой бюрократией.

Вместе с тем, любые изменения законодательства, или даже общественного строя, призванные расширить право граждан влиять на значимые для них решения, столкнутся с вопросом об уровне компетентности и желании самих граждан принимать участие в принятии и реализации таких решений. Существующая культура почитания возможности делегировать кому-то социально важные действия порождает популярность формулы «политикой не интересуюсь». Формула дает нам право после сыгранной роли «избирателя» быть безразличными к миллионам судеб, зависящих от будущности государственного механизма. И хотя никто не снимал с политиков обязанность проявлять деятельную инициативу и быть преданными интересам избирателей, любому народовластию постоянно угрожает иллюзорная надежда взрослых людей выбрать себе новых папу или маму, да позаботливее.  Понятно, что никакие реформы не в силах изменить нашу природу, но в вопросе, интересующем каждого (государственном распределении общественных благ и гарантий), они могут развивать культуру компетентного выбора.

Но пока попытки решить масштабные проблемы современности традиционно сводятся к задачам макроэкономической стабилизации, создания хорошего инвестиционного климата и передачи монетарной политики в руки ортодоксально настроенных экономистов. Потенциал социальной политики рассматривается однобоко и с опаской, несмотря на шквал критики в ее адрес. К примеру, накопительная пенсионная система не безупречна даже в развитых странах, где она зачастую не покрывает и половины потребностей пенсионеров, которые те вынуждены оплачивать за счет семейных сбережений. В то же время, исследование Т.Р. Гарра о природе социальных противостояний показывает, что для стабильности и прогресса вовсе не обязательно всем нуждающимся обещать манну небесную. Люди менее склонны к недовольству властью, если получаемые ими ресурсы являются для них базовыми ценностями. Просто надо наделить их определенной степенью контроля над собственными судьбами и ресурсами, дать основу для личностного роста и карьеры, убрать дискриминационные барьеры на пути к развитию.

От прав кошки к праву выбора

Решением базовых задач (как жить по средствам, как развивать культуру сознательного выбора), может стать изменение идеологии в сфере социальных льгот и равенства: с иждивенческой на идеологию инвестирования личности в себя. Это позволит  компенсировать ограничение социальных бюджетов. Данное изменение не нацелено на социальный эксперимент или рывок в какой-то новый мир или строй. Общество должно созреть и разобраться, что к чему.

Речь идет о том, что на смену безмерному дарованию помощи и благ должен прийти «полис гражданского равенства», основанный на сделанном гражданином выборе того пункта (-ов) господдержки, который представляет для него самого наибольшую жизненную ценность и соответствует некой сумме баллов, одинаковой для всех. Ограничение запросов к государственной казне должно компенсироваться возможностью выбрать самые «премиальные» (дорогостоящие) пункты, пусть и на короткий срок. К примеру, получить финансирование 1-2 лет обучения по одной из самых престижных программ и т.п. Следует дать возможность выбирать не только один усредненный пункт (высшее образование, к примеру), а и два-три «неполных». Например, 3 года оплаченной государством учебы в вузе и 7 лет пенсионного обеспечения.

Опции, на которых можно будет остановить выбор, должны принадлежать как к основным группам ценностей (учеба, отдых, здоровье, пособие, пенсия, дети, право на труд, землю, жилье), так и связанным с деятельностью и интересами. Речь идет о налоговых льготах, доступе к дорогой интеллектуальной собственности или к медийным площадкам, грантах для устойчивых объединений некоммерческого или кооперативного характера, а также под идеи и разработки. Баллы опций должны коррелировать с их бюджетом. Сам «полис равенства» должен развиваться в сторону роста числа опций и скорейшего распределения выгод от прогресса между всеми слоями общества. К примеру, 10 тыс. подписей граждан в поддержку новой опции должны почти автоматически приводить к появлению или возобновлению этой опции в «полисе», и убрать её можно будет только в судебном порядке.

Реформа имеет целью не только грамотную экономию в социальной сфере, но и рост значимости человеческого капитала в глазах его прямых обладателей – рядовых граждан. Этот капитал имеет опасность оставаться не идентифицированным, если гражданин останется домашним питомцем своего государства, при котором все его базовые потребности будут гарантировано удовлетворены. Чтобы не снижать значимости связанной с «полисом» самоидентификации, стоит не допускать его куплю-продажу или обмен. Для предотвращения бюрократизации получения господдержки можно предусмотреть возможность поэтапного перевода 50-90% процентов от бюджета «полиса» на депозит или на счет в частный банк, с особыми условиями его расходования.

Нижний возрастной порог выбора условий «полиса гражданского равенства» предлагаю установить на отметке в 26 лет. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению возраста долгосрочного выбора профессии. Выбор, совершенный в юном возрасте под влиянием родителей, иногда отдаляет человека от близкой ему профессии на десятилетия. В такой ситуации государству следует гарантировать старшекласснику только 1-2 года программы колледжа по примеру квебекского A.E.C. Вопрос обучения выпускника школы в вузе будет решаться либо за счет средств его семьи или частных грантов, либо отодвигаться до его 26-летнего выбора.

Понятно, что у граждан остается возможность взаимодействовать через частные институты взаимопомощи, частное страхование, гранты и т.п. Кроме того, в системе должны быть свои «подушки безопасности».  Выбор гарантий может осуществляться не единожды, а на периоды в 20-25 лет с соответствующим делением бюджета. Можно включать возможность поменять опцию за 4-5 лет до её вступления в силу. Любая опция может предусматривать свой более экономный вариант, но с возможностью страхования от неудачных стечений обстоятельств или несчастных случаев. Или же человек может выбрать себе очень поздний срок выхода на пенсию, но с вариантом страхования его (и зависящих от него близких) от несчастных случаев и т.п. Должны быть предусмотрены варианты пособий вне системы «полиса гражданского равенства» для крайне нуждающихся граждан до достижения ими порога в 26 лет. Господдержку, связанную с культивированием человечности и шанса для каждой жизни следует развивать в рамках нынешней (прежней) традиции.

Два в одном

Данная реформа может привнести компромисс между естественным правом, не зависящим от  условий среды, и позитивным (законодательным) правом, не обязанным быть справедливым. В ней также заложен компромисс между требованием равенства и правом на отличие.

Может казаться, что компромисса нет, и права, дарованные человеку от рождения, приносятся в жертву обстоятельствам. Так можно смотреть на реформу, лишь упуская из виду тот факт, что здесь своим выбором гражданин сообщает обществу о самых значимых для него ценностях. Что, в соответствии с мнением выдающего философа права Л. Фуллера, и является основой центрального принципа естественного права, который заключается в установлении, поддержании и охране «целостности каналов коммуникации, посредством которых люди передают друг другу то, что они воспринимают, ощущают и желают».

В человеческой душе уживаются две противоположные потребности: потребность в равновесии и потребность в развитии. Есть опасность, что закрепленное в сегодняшних законах торжество одинакового подхода к человеческой природе снижает способность человека идентифицировать и развивать эти два различных полюса души.

Политико-социальные последствия

У этой реформы могут быть проблемы с адаптацией к некоторым социальным и политическим традициям. Но, возможно, у неё есть хороший потенциал к раскрытию гражданской инициативы и способности формировать союзы по выбранным опциям для контроля власти. Также люди обретут общую, понятную и близкую каждому тему выбора и получения ценностей. Политикам будет все сложнее прикрываться обстоятельствами, чтобы ставить одни группы выбора выше других, и не терять при этом лица.

Важность правильного самоидентифицирующего и жизнеопределяющего  выбора поможет большему количеству людей осознать реальные условия и причинно-следственные связи внутреннего и окружающего мира. Поможет громче заявить о своей природе и больше узнать о потребностях сограждан, принимающих свои решения в рамках «полиса». Политики же смогут четко видеть этап, который проходит общество в целом, и то, на чем должны сконцентрироваться институты, обслуживающие нужды человека.

Давайте покритикуем!

Предлагаемая система выбора социальных гарантий не рассматривается здесь как конечная цель. Она должна получать постоянную критическую оценку. Являясь автором изложенной системы, я, тем не менее, хотел бы задать некоторые вопросы в её адрес.

Не приведёт ли новое разделение общества по интересам к ослаблению его влияния на элиту? Как поступать с мигрантами «из» и «в» страну? Имеет ли смысл проводить данную реформу, не имея задачи сократить существующие социальные бюджеты? Если реформа в чем-то ограничивает бедных, то уместен ли вопрос об ограничениях и для богатых?

Очевидно, что предложенная система всегда будет иметь своих противников и манипуляторов. Что кто-то, получив гарантированную «полисом» помощь, все равно потребует безвозмездного выделения на свои нужды нового кусочка от общих ресурсов. Возможно, необходима такая форма подтверждения окончательности выбора индивидом вида господдержки, которая была бы убедительна не только с точки зрения закона, но и морали. Но, какая бы судьба ни ожидала эту идею, обсуждение подобных реформ будет способствовать обмену мнениями о социально-этических нормах и развитию понимания человеческой общности и разнополярности одновременно.

 

Работягов Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).