6 сентября перед студентами Высшей экономической школы выступили заместитель председателя правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец, начальник экспертного управления администрации президента РФ Ксения Юдаева, глава департамента культуры, министр правительства Москвы Сергей Капков и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. В своих выступлениях они рассказали о будущем российской экономики, отечественного образования и главного города страны.
Дорогие деньги и низкая инфляция
Первой перед студентами ВШЭ на политической площадке в Парке Горького выступила начальник экспертного управления администрации президента РФ Ксения Юдаева. Ее выступление было полностью посвящено механизмам экономического кризиса в России, Америке и Европе и механизмам борьбы с ним.
«Я думаю, что мое выступление стоит назвать «Кризис, его влияние в мире и вызовы для России», - пояснила Юдаева.
Эксперт-макроэкономист начала с того, что рассказала, как именно зародился и произошел мировой экономический кризис 2008-09 годов. Ключевой предпосылкой для этих событий, по словам Юдаевой, стал дисбаланс, связанный с развитием финансовых систем.
«Если США – это сейчас порядка 20% мирового ВВП, то одновременно это и 40-50% мирового финансового рынка. Это связано с тем, что США умеет создавать безрисковые - или относительно безрисковые - финансовые инструменты (например, доллар – «Полит.ру»), а другие страны не создают, с точки зрения спроса, объема безопасных инструментов для сбережения. В результате сбережения из этих экономик выбрасываются на рынки развитых стран, прежде всего - Соединенных Штатов. В частности, в 2000-х годах возник феномен, который Бен Бернанке, сейчас возглавляющий ФРС, назвал globalsavingsglut – глобальный избыток сбережений», - говорит экономист.
Поток этих сбережений направлялся за пределы тех стран, где они не находят применения, и позволил рынкам развитых стран много и дешево занимать. И получившая деньги сторона воспользовалась этим для того, чтобы отложить решение проблемы, для России очень знакомой, - проблемы производительности труда, особенно в самых низкооплачиваемых сегментах и низкоквалифицированных частях общества. Вместо этого развитые страны наращивали потребление путем дешевых ипотек и крупных социальных выплат, пока данная модель экономического роста не исчерпала себя, создав огромный финансовый пузырь.
«Вот сейчас мы и пережевываем эти долги. И кризис затяжной именно потому, что связан он с кризисом финансовой системы. Опыт показывает, что продолжаются такие кризисы достаточно долго, так что, к сожалению, и еще не один год мы будем существовать в ситуации «новой нормальности». Это значит - с низким ростом, большими колебаниями, в ходе процессов по снижению уровня долга», - прогнозирует Юдаева. Но, по мнению главы экспертного управления АП, ударяться в пессимистические прогнозы пока рано. Сегодня наша страна, впервые в своей новой 20-летней истории, оказалась в ситуации положительных реальных процентных ставок. Если посмотреть на процентные ставки по тем кредитам, депозитам и даже займам на государственные ОФЗ, то мы увидим, что все они выше инфляции. А некоторые – существенно выше инфляции.
«Ситуация сейчас резко меняется: мы вступаем в период дорогих денег и низкой инфляции. Даже если процентные ставки, в связи со снижением инфляции, станут в номинале ниже, то в реальном выражении они будут выше, потому что больше нет притока капитала, и теперь значительная часть капитала должна генерироваться где-то внутри, для финансирования и кредитования, - говорит макроэкономист. - Этот момент очень важный, но пока не осознанный сегодня почти никем - ни банками, ни бизнесом, ни государством. Но это будет тот фактор, который принципиально изменит модель роста в нашей экономике».
При этом отток частного капитала из России, по словам Юдаевой, полностью скомпенсирован притоком государственного, а безработица самая низкая по историческим меркам – 5,4%.
«При этом наша экономика тоже начала упираться в ограничение по занятости и по капиталу. Все это означает, что мы больше не можем позволить себе быть такими неэффективными, как были до сих пор. У нас отрицательные процентные ставки и избыточная рабочая сила, за счет высокой безработицы, мы субсидировали все неэффективные сектора на протяжении всех двухтысячных. Поэтому в ближайшие годы у нас будет идти процесс реструктуризации экономики под давлением экономическим, а не только политическим», - резюмировала эксперт.
Вернуть эффективный контракт
Выступление ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова было посвящено кризису, постигшему высшее образование в России. Кузьминов полагает, что высшую школу у нас постигла судьба среднего образования, медицины и чиновничества - утрата ключевого стимула у тех, кто выполняет работу за бюджетные деньги.
«Как думаете, почему у нас вообще возникло ощущение, что в России плохо учат и плохо лечат? Думаю, у всего есть одна общая проблема – разрыв эффективного контракта между обществом и людьми, которые являются креативными профессионалами», - уверен ректор ВШЭ.
Эффективный контракт, по мнению Кузьминова, каждый профессор (или любой другой креативный работник) заключал со своими коллегами - и, в идеале, не только с соотечественниками, но и за рубежом. Поскольку лишь опираясь на профессиональное сообщество можно судить об уровне того или иного специалиста в науке или иных сферах.
Чиновники, ученые, врачи и учителя утратили этот контракт в конце 80-х и начале 90-х годов, когда резкое снижение финансирования внесло в работу бюджетных учреждений разброд и хаос, обернувшиеся масштабной потерей кадров.
«Работать остались либо люди, очень привязанные к своему делу - и все-таки менее конкурентоспособные, которые не смогли на Запад уехать, либо совсем слабые, которых просто больше никуда не брали. И эта ситуация, можно сказать, с 90-х годов продолжается по сей день», - считает Ярослав Кузьминов.
С тех пор кадры этих учреждений, по словам ректора, последние 30 лет пополняются аналогичными работниками двух родов: наиболее слабыми
личностями и никуда не годными специалистами.
«Вот, например, психологи говорят, что в детском саду формируется 70% интеллекта человека. Мы провели измерения того, как учились в школе воспитатели детского сада. Так вот, средняя оценка, на которую учились эти почтенные дамы, - 3,1, такие же люди пришли сегодня и в школу. Понятно, что в вузе это не так – там просто, скажем так, талантливые не очень и другая категория – те, кто совсем не различают того, что считается нематериальным благом. Последним все равно, что делать - учить студентов или торговать бананами. Но они всерьез намерены извлечь из своей работы максимальную пользу», - рассказал Кузьминов.
В свете такой ситуации, инициатива президента к 2018 году поднять врачам и ученым зарплату на 200%, а учителям в школах - на 100% представляется ректору ВШЭ сомнительной.
«Кому мы поднимать собираемся? Разве эти люди дадут нам прирост качества? Или они просто, получив с неба такую манну, там закупорятся, забаррикадируются, купят пулемет и будут отстреливаться до последнего пенсионера?» - спрашивает ученый.
Кузьминов уверен – одними деньгами проблему не решить: в обществе нужно менять отношение к креативным работникам на службе общества.
Социальное зло склонно воспроизводить себя
Вице-премьер правительства по социальным вопросам Ольга Голодец рассказала студентам о предназначении социальной сферы в России и проблемах, которые возникают в ходе ее развития.
«Социальная сфера – это основа развития нашей экономики. Это создание условий для реализации личности, социальной и профессиональной, - рассказала вице-премьер. - Но есть много отраслей, за которые я отвечаю. Это и образование, и здравоохранение, и социальная сфера, и культура. И когда меня спрашивают: «Что для вас приоритет?» - я говорю: «У меня есть такой приоритет, это – образование».
По словам вице-премьера, это связано с тем, что именно в сфере образования приходится принимать едва ли не самые ответственные решения.
«Задачки здесь стоят самые сложные. Мы должны угадать не только, что понадобится человеку через пять или три года, когда вы выйдете на рынок труда. Но также мы должны угадать, что понадобится тем, кто сегодня идет в детский сад, через 23 года, через 25 лет», - говорит Ольга Голодец.
Для этого сегодня реформируются системы дошкольного, школьного и даже высшего образования. И, в частности, изменения в дошкольном образовании вызывают сегодня в правительстве большие дискуссии относительно того, чему именно нужно учить ребенка и в каком возрасте.
«Этот вопрос заставляет нас пересмотреть всю систему образования, - говорит Голодец. - По сути, нам нужно теперь научить учителей развивать именно личность, а не просто давать новые знания».
Вторым абсолютным приоритетом у Голодец является здравоохранение.
«Все программы здравоохранения так или иначе нацелены на достижение определенных показателей, по которым мы сильно отстаем от европейских стран. Здесь и заболеваемость, и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от внешних причин и так далее», - объясняет чиновник.
Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться подотчетным Голодец ведомствам в небывалых масштабах, являются суициды.
«В прошлом году от суицидов мы потеряли 33 тыс. человек. Это хуже эпидемии, - поделилась заместитель председателя правительства. - И сегодня нам помогают добровольцы, в том числе выпускники ВШЭ, в создании абсолютно уникальной программы, позволяющей найти рычаги для урегулирования этой ситуации».
Рассказала Ольга Голодец и о проблемах, связанных с воспитанием и адаптацией детей-сирот.
«Сегодня много говорится о том, что мы должны помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, инвалидам и так далее. Но одно дело говорить, а другое дело – действительно приступить к серьезной реорганизации. Сегодня те дети, которые воспитываются в детских домах, выходят несоциализированными. И, к сожалению, у нас очень высокий процент детей от таких несоциализированных родителей воспитывается в детских домах. То есть социальное зло склонно к тому, чтобы воспроизводить себя», - заявила вице-премьер и пригласила студентов ВШЭ в попечительские советы, внести свой вклад в развитие социальных институтов.
«Сегодня без вашего участия трудно надеяться на какой-то позитив в этих сферах», - обратилась в конце выступления вице-премьер к студентам.
Молодежь на службе мегаполиса
Глава московского департамента культуры Сергей Капков в своем выступлении перед студентами сделал особый акцент на том, что современная молодежь и, не в последнюю очередь, выпускники ВШЭ могут быть призваны на службу мегаполисам. Он рассказал, что предвидит в ближайшее время потребность крупных городов-миллионников в крупных городских профессионалах.
«Это будут люди, которые сформируют смыслы города. Те люди, у которых есть требования к городу, к власти, к системе, - заявил Капков. - Это будут люди, которые получают информацию не только из телевидения. Они получают информацию из интернета, из путешествий, из общения с людьми и читают книги».
Эти люди, по мнению руководителя столичного департамента культуры, будут востребованы не только в креативной индустрии, но и во всех сферах экономики Москвы.
«Москва – это самый молодой по населению город России. И здесь, если смотреть на карту России, самое большое предложение в области культуры, искусства и вообще личного саморазвития. Но я не думаю, что это предложение максимально, его можно существенно расширить», - заверил чиновник.
При этом Капков заметил, что у студентов ВШЭ сегодня есть реальный список вполне конкретных претензий. Это претензии пока не политические, а поколенческие и эстетические. Глава департамента культуры города Москвы пообещал прислушиваться к голосу молодежи, а заодно пообещал и присматриваться к кадрам вуза.
Еще в своем выступлении Сергей Капков отметил, что опыт работы и в Госдуме, и в мэрии столицы показывает – система спуска решений «сверху вниз» в управлении главным городом страны не работает.
«Единственная эффективная система, которая приносит быстрые результаты, – это «снизу вверх». Когда опираешься на потребности жителей и мнение [независимых] профессионалов, здесь удается двигаться гораздо быстрее», - заявил министр правительства Москвы.
Проиллюстрировал свою мысль чиновник описанием инновационного подхода в управлении: «Если ты можешь проводить исследования, опрашивать население и советоваться с экспертами, то и деньги на реализацию легче найти, и проект обходится дешевле».