Институт полномочных представителей президента в федеральных округах пока не будет реформирован. Во всяком случае РБК со ссылкой на двух федеральных чиновников пишет, что в Кремле приостановлено обсуждение этой реформы, хотя раньше считалось, что после президентских выборов могут произойти какие-то изменения.
Напомним, полномочные представители президента упоминаются в конституции (говорится, что глава государства «назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации»), но их роль никак не детализирована. Борис Ельцин назначал своих полпредов в регионы, там они были представителями центра наряду с федеральным инспектором, но особой роли все равно не играли. Кардинально этот институт был реформирован Владимиром Путиным: в мае 2000 года, сразу после инаугурации, он разделил страну на федеральные округа и назначил в каждый из них по своему полномочному представителю. Это деление не прописано в конституции и законах — оно основано исключительно на указе президента, так что, при желании, можно его достаточно оперативно менять.
Изначально полпреды в федеральных округах отвечали за приведение региональных законодательств в соответствии с федеральным, но эта цель была достигнута довольно быстро. Сложнее всего тогда пришлось нынешнему замглавы Администрации президента Сергею Кириенко, который был назначен полпредом в Приволжском округе, в который входят в том числе Татария и Башкирия.
После захвата заложников в Беслане в России были отменены губернаторские выборы и полпреды стали предлагать президенту кандидатуры на пост руководителей регионов, но и этот порядок был отменен с возвращением выборности глав субъектов в 2012 году.
Сейчас некоторые полпреды совмещают свои посты с вице-премьерскими, таким образом подчеркивается важность макрорегиона. Остальные полпреды просто занимаются тем, что следят за качеством внутриполитических управлений во вверенных им регионах. И все-таки вопрос о реформе института полпредов поднимается постоянно.
При этом институт полпредов, например, почти никак не сказывается на региональной интеграции — исключением может считаться стимулирование межрегиональных авиационных перевозок в Приволжском округе.
Есть много сценариев реформирования института полпредств, но большая их часть нереализуема, убежден политолог Ростислав Туровский. К примеру, идея наделить полпредов экономическими функциями «чревата аппаратными противоречиями с правительством, которое по определению занимается этими вопросами», а полпреды сейчас входят в структуру Администрации президента. Также нужно соблюдать баланс и вертикали президентской власти. «Ведь есть баланс между самой администрацией президента и полпредствами в федеральных округах, — говорит он. — Маловероятно, что администрация будет готова поделиться частью своего функционала, спустив его на уровень федеральных округов». Положение полпредств таково, что большая часть проектов их реформирования «упирается в объективно существующие барьеры», констатирует Туровский.
Но, в любом случае, вопрос о реформе полпредств должен был решаться до недавнего назначения полпредов или одновременно с этим процессом. Раз новые полпреды назначены под старые задачи, то и реформа проводиться не будет.
По мнению политолога Александра Кынева, реформа полпредств в очередной раз «зависла» из-за бюрократических издержек. «Нынешняя система уже сложилась, под нее набраны люди, — пояснил он. — Если менять структуру, то большое количество людей придется переводить, поэтому в результате все остается как есть».
Отметим, что за последнее время президент сменил большинство своих полпредом. В мае 2018 года, после инаугурации, были назначены новые полпреды в Центральном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах. При этом действующий полпред в Приволжском округе Михаил Бабич ждет назначения послом в Белоруссию и, очевидно, скоро будет заменен. Чуть ранее, в декабре 2017 года, был заменен полпред в Северо-Западном округе.