будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет медиа Левада-Центр
Май 17, 2025
Страна

Ползучая медиа-революция

Ползучая медиа-революция
media-revoluz-0807-1
Новости онлайн. Источник: Фото: capital.ro

Новости в определенном смысле формируют картину мира у обывателя. Поэтому вопрос об источнике получения новостей, их фильтрации и контроле за их производством и отбором является далеко не праздным. После «оранжевой революции» на Украине, когда российская пропагандистская машина усиленно выстраивала образ «Россия в кругу врагов» и «оранжевой угрозы», россияне в одночасье начали очень плохо относиться к Юлии Тимшенко и даже к украинцам настороженно. Когда главным врагом пропагандой некоторое время спустя был объявлен Виктор Ющенко, россияне сменили гнев против Тимошенко если не на «милость», то на более нейтральное отношение уж точно.  А все из-за того, что информацию о событиях в соседней стране значительная их часть получала из новостей госканалов.

Таких примеров сотни, потому вопрос источников информации для россиян крайне важен и для общества, и для власти. И здесь, кажется, наблюдаются серьезные перемены. Еще в горячую выборную пору стал популярен тезис о наличии в России двух «партий»: «телевизора» (соответствующего условному «путинскому большинству») и «интернета» (представляет активное меньшинство, по преимуществу из крупных городов). То есть ровно по принципу различных источников получения информации. Гипотеза в общем несколько упрощает, как представляется, реальность, но имеет право на жизнь.

Данные свежего опроса «Левада-центра» в целом ее вроде бы подтверждают, по крайней мере, косвенно. Оказывается, в потреблении информации россиянами за последние 4-5 лет произошли значительные изменения.

Прежде всего, все «традиционные медиа» стали менее указываться респондентами в качестве источников получения информации. Телевизор, хотя и остается самым популярным источником новостей, в этом качестве потерял 6 процентов (если в 2009 году оттуда черпали информацию 94 процента, то теперь 88), журналы — 4 (упали с 8 до 4 процентов), газеты — 17 (с 37 до 20). радио — 25 (с 41 до 16). Стабильным остался лишь один традиционный источник информации — друзья и знакомые, от которых новости четыре года назад узнавали 26 процентов, а теперь узнают 24 процента опрошенных.

Существенный рост зато продемонстрировали медиа «нетрадиционные». Интернет-издания (сюда, впрочем, относятся и сайты изданий, вполне в офлайне присутствующих) указали источником новостей 21 процент опрошенных, тогда как в 2009 году таких было лишь 9 процентов. За четыре года выросли до почти «взрослого» уровня и социальные сети: в 2009 году они были источником новостей лишь для 6 процентов респондентов, теперь таких уже 14.

 
Фото: reporte.com.mx

Динамика кажется показательной: «партия интернета» уже статистически значима и постепенно растет. Не будем разводить давно опостылевший спич про «смерть традиционных медиа» и торжество «новых медиа»: во-первых, это дело даже не 10 ближайших лет точно, во-вторых, адаптация к новой медиа-реальности «старых медиа» зачастую просто не принимается в расчет. Опять-таки в опросе в качестве интернет-СМИ взяты и сайты «традиционных медиа».

Подрастает и значимость информации в сети. По итогам последних четырех лет практически все традиционные медиа потеряли позиции в плане доверия к их информации. На вопрос «каким источником информации вы более всего доверяете», телевизор указали 51 процент (четырьмя годами ранее — 79), газеты — 12 (ранее 16), радио — 12 (ранее 23). А вот интернет-издания и соцсети напротив, доверие упрочили. Интернет-издания поднялись с 7 до 14 процентов, соцсети — с 4 до 11, фактически догнав газеты и радио.

В принципе ничего удивительного. По данным ФОМ от марта 2013 года, в России ежедневно пользуется интернетом 50 миллионов человек (раз в месяц, так и вовсе — 64 с лишним миллиона). При этом имеется тенденция к постоянному росту числа респондентов, пользующихся интернетом ежедневно. Но есть нюанс: пользоваться Сетью и черпать оттуда новости о положении в стране — далеко не одно и тоже.

Согласно данным «Левада-центра», далеко не все ходят в Сеть за этим. Наиболее популярные цели — это поиск информации (разного рода, далеко не факт, что актуальной) и общение. Лишь третье место с результатом 27 процентов разделили развлечения и собственно отслеживание последних новостей. 16 процентов еще и выбрали вариант ответа «для того, чтобы разобраться, что происходит в стране», но это все равно далеко не самые популярные ответы. За фильмами и музыкой народу больше в Сеть лазит. Другое дело, что, даже проверяя почту на почтовом сервисе, пользователь фоном видит какие-то новостные заголовки и нет-нет, да и прочитает какие-то актуальные новости. К тому же динамика ответов о потреблении актуальных новостей в Сети положительная.

 
Фото: 24.media.com

Однако и «партия телевизора» не спешит быстро сдавать позиции. Как говорилось, телевидение остается основным источником новостей для россиян. Не то чтобы они совсем уж ему доверяли, но в целом отторжения у широких масс он не вызывает. 12 процентов считают, что ведущие каналы освещают ситуацию в стране и мире «совершенно объективно», еще 53 полагают, что «в основном объективно». Обратной точки зрения придерживаются 3 (совершенно необъективно) и 24 (в основном необъективно) процента опрошенных.

Иными словами: интернет растет, но на информационную картину телевидение, почти полностью подконтрольное центральной власти, оказывает куда большее влияние. Что, правда, вовсе не означает, что власти не должны воспринимать интернет-повестку всерьез. О рисках такого рода фонд экс-главы управления по внутренней политике Константина Костина выпустил уже два доклада. В первом из них говорилось о растущей роли Рунета в политической жизни, во втором — фактически содержится идеология по работе власти с сетевым протестом.

Тут, правда, возникает вопрос: Костин, конечно, человек уважаемый и как бы от власти не до конца отдалившийся, но захотят ли его доклад хотя бы прочесть? Да и если прочтут, то прислушаются ли? Как представляется для многих, в том числе и в Кремле, «все эти интернеты» до сих пор представляются чем-то малозначимым, если и вообще достойным внимания. Ну или чем-то непонятным. Кремль уже однажды де-факто проиграл «битву за интернет», считая тамошние «уютные бложики» чем-то глубоко маргинальным и не поняв специфики работы с сетевыми пользователями. В результате вышла Болотная образца декабря 2011 года.

В повестке следующего выборного цикла интернет может сыграть еще более значимую роль, вопрос в том, какую именно. Ответа, кажется, нет ни у кого. Безусловно, сетевая коммуникация сыграла немаловажную роль не только в ходе консолидации российских массовых протестов, но и в ходе разнообразных «твиттер-революций» последних лет. Нет особых сомнений, что агитация и контрагитация в Сети будет все более значимой. В этом смысле власть должна быть всерьез обеспокоена процессом роста популярности интернета и соцсетей в качестве источника новостей. Там формируется отличная от офлайновой (прежде всего, телевизионной) повестка дня и в этой повестке власть не является единственным доминирующим игроком. И даже не вполне определяет правила игры.

Пока власть ограничивается принятием довольно беспомощных, но точно беспощадных и репрессивных законов. Правоприменительная практика отсутствует (хотя отдельные эксцессы, вроде блогера Саввы Терентьева и «неверных ментов», имели место), но она точно будет далека от технологий нормального управления информационной повесткой. Можно, конечно, просто игнорировать интернет-повестку, а неугодные сайты попросту закрывать. Но специфика Сети такова, что, будучи выгнанным в дверь, альтернативное мнение полезет в окно: все не купишь и не закроешь. С такой информационной квази-политикой велик риск получить рано или поздно русский Таксим, если не (тьфу-тьфу!) Тахрир.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).