В одном из клубов в Монте-Карло состоялась вызывающе масштабная вечеринка, в которой приняли участие футболисты российской сборной Александр Кокорин и Павел Мамаев. Этот факт стал предметом обсуждения в СМИ и соцсетях и основанием для наложения на обоих футболистов штрафных санкций и других наказаний со стороны их клубов.
Несмотря на заверения футболистов и заявление хозяина клуба Twiga, где и проходила вечеринка, что Мамаев и Кокорин не были ее организаторами, а стали случайными гостями, поскольку их соотечественники, устроившие эту вечеринку, узнали их, санкции в отношении футболистов все-таки последуют. Хотя, как утверждал хозяин клуба, они даже не пили шампанского, которое им прислали устроители вечеринки.
Менеджер «Формулы-1» Флавио Бриаторе также сообщил журналистам, что дорогое шампанское, заказ 500 бутылок которого СМИ приписали Кокорину и Мамаеву, а общую стоимость оценили в 250 тысяч евро, было подарком футболистам от других гостей клуба — и что сами игроки сборной России алкоголь не употребляли.
Тем не менее, событие имело большой резонанс. Уже более тысячи человек подписали петицию к президенту России Владимиру Путину, правительству страны и Российскому футбольному союзу с просьбой пожизненно отстранить обоих футболистов от выступлений за национальную сборную и возбудить в отношении них следственную проверку.
Министр спорта России и президент РФС Виталий Мутко пообещал учесть поведение футболистов при наборе состава сборной. Председатель комитета по этике РФС Владимир Лукин назвал поведение Мамаева и Кокорина неэтичным.
Эксперты полагают, что Кокорин и Мамаев сами отчасти виновны в происшедшем, однако подчеркивают, что их поведение стало результатом воздействия особой, тепличной среды, созданной для российского футбола. По их мнению, иностранным спортсменам, воспитанным с пониманием того, что имидж спортсмена крайне важен, не пришло бы в голову участвовать в подобном развлечении, да еще и упоминать о нем в социальных сетях в таком тоне, в котором это сделал Мамаев.
Наказание, которое ждет футболистов, по словам спортивного журналиста Никиты Белоголовцева, будет не слишком жестким.
«Как правило, у любого спортсмена либо в контракте, либо в отдельно подписываемом приложении к контракту есть довольно четкие и понятные штрафы. Причем, как правило, это штрафы не в абсолютных величинах, не столько-то там тысяч или десятков тысяч долларов или евро, а процент от месячной зарплаты. Максимальный штраф в подобной практике может составлять до половины месячной зарплаты, а в каких-то очень исключительных случаях — и всю месячную зарплату.
Формулировки, описывающие основания для наложения штрафов, могут быть самими разными: "опоздание", "несоблюдение спортивной формы" и так далее. И, как правило, в таких списках есть достаточно расплывчатые формулировки типа "действия, причиняющие необратимый ущерб имиджу клуба".
Очевидно, что под любую формулировку об ущербе имиджу, публичному образу и тому подобному поступок Кокорина и Мамаева, безусловно, подходит — абсолютно вне зависимости от того, была ли это их вечеринка или нет, заказывали ли они там шампанское или не заказывали. Сам факт того, что их там видели — это непоправимый ущерб деловой репутации команды. И за это их, разумеется, накажут.
Конечно же, контрактов с ними никто разрывать не будет. Конечно же, сейчас их формально перевели в молодежный состав. Но клубы сейчас в отпуске — какая разница, где пока числятся Кокорин и Мамаев, в молодежном составе или во взрослом? Конечно, к началу сезона их в основной состав вернут, и никто их из сборной не исключит. Просто некоторое количество публичных ритуалов, которые обязаны в таком случае происходить, произойдут», — объяснил Никита Белоголовцев.
По его мнению, само происшествие не было случайностью, если учитывать, что российские футболисты вообще не приучены беспокоиться о своем имидже и имидже своих клубов, так как не зависят от спонсоров.
«Фундаментальные же корни проблемы состоят в том, что в российском футболе в принципе не существует понятия репутации или деловой репутации. Российский футбол — это история, где реже люди, чаще — государство в разных ипостасях, будь то госкорпорации, региональные бюджеты или мягко или жестко принужденный к этому бизнес, кидают спортсменам свертки денег. В том числе получателями этих денег являются личные банковские счета Кокорина и Мамаева.
В Европе, в США, где клубы, лиги существуют по бизнес-правилам, игроки, тем более — такие звезды (а Кокорин и Мамаев являются первыми звездами в своих клубах), воспринимаются как важнейший актив. Если они ведут себя предосудительно, падают продажи их футболок, падают продажи их атрибутики, а это наносит ущерб спонсорам клуба или личным спонсорам игроков.
Любой успешный игрок в Европе или в Штатах — это объект маркетинговой деятельности. Он существует в очень жестких рамках, находится под постоянным прессингом агентов, близкого окружения, команды. И представить себе ситуацию с записью в Instagram Мамаева после Евро, вот это вот "Жду г...на в комментариях", абсолютно невозможно.
Когда футбол существует как бизнес, подобная запись приносит многомиллионные убытки, причем сразу же. Поэтому у спортсмена, воспитанного в системе правильного маркетингового отношения к спорту, даже мысли не может возникнуть о том, чтобы что-то такое написать. Как у обычного человека не возникает мысли высморкаться на лестнице, вытереть руку о перила и громко рыгнуть, так и у спортсмена в тех условиях не возникает мысли делать подобные записи в Instagram или принимать участие в таких вечеринках.
Когда условный Уэйн Руни после провала сборной Англии летит в отпуск обычным рейсовым самолетом, он это делает не потому, что воспитан лучше Кокорина и не потому, что как-то особенно тонко все переживает. Он просто понимает, что любое другое его поведение обернется чудовищными последствиями. Обернется снижением спонсорских контрактов, жесткими штрафами, очень серьезным давлением со стороны клуба, и так далее.
Он просто существует в принципиально других рамках, чем российские футболисты. Сама система его взаимоотношений с миром — принципиально иная. Он напрямую, в том числе финансово, зависит от своих болельщиков. И он зависит от своих болельщиков, своей аудитории и эмоционально. Потому что если он поведет себя как-то не так, 80 тысяч болельщиков на стадионе будут букать ему на протяжении всего следующего месяца. То есть таким шагом человек обрекает себя на чудовищный дискомфорт.
А ведь человек, как правило, себе не враг — конечно, если он не отморозок с начисто отшибленным мозгом», — сказал Никита Белоголовцев.
В то же время в России спортсмены живут абсолютно не так, подчеркивает журналист.
«Российские футболисты существуют в абсолютно тепличных условиях: в условиях нескольких тысяч болельщиков на трибуне, которых можно просто не заметить; в условиях СМИ, которых мало и которые слабы или, как телеканал "Матч ТВ", будут их до последнего выгораживать.
Поместим в ситуацию Кокорина и Мамаева двух ведущих игроков сборной Англии. Люди при возвращении домой будут видеть свои портреты, портреты близких и друзей под унизительными заголовками и абсолютно везде минимум месяц. Кто захочет себя на это обрекать? А Кокорин и Мамаев себя обрекли, грубо говоря, на три-четыре заголовка, которых они с легкостью не заметят. Обрекли себя на то, что они потеряют те же 250 тысяч евро в качестве полумесячной зарплаты, и все», — уточнил Никита Белоголовцев.
По его убеждению, сами принципы существования российского футбола порождают у футболистов столь небрежное отношение к собственному поведению на публике.
«Вот это и есть порочная система российского футбола, который живет на дотационных деньгах. Их, как гормон роста, ему дают, и он превращается в такого гигантского уродца, который растет не органически, а искусственно. Собственно, поступки Кокорина и Мамаева — это и есть порождение этого уродца.
Ну, да, крайне редко у генетически неполноценного существа может рождаться полноценное потомство. В этом смысле поведение Кокорина и Мамаева и их искреннее непонимание того, что именно они сделали, и стало порождением тех корявых взаимоотношений с обществом, в которых они сформировались как спортсмены и как личности.
Не могу сказать, что их поведение — не их вина. Нет, это и их вина тоже. Но решающий фактор тут — абсолютно уничтожающее воздействие среды. Когда живешь в месте с гигантским уровнем радиации, ты не можешь не облучиться. Вопрос только в том, большая это будет доза облучения или очень большая», — заключил Никита Белоголовцев.