будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Послание матерям

Очередное Послание Президента Российской Федерации больше походило на сеанс магии. Черной или белой – это покажет время. Президент, изображая из себя факира, легким мановением правой руки создавал из воздуха сотни миллиардов рублей, а изящным движением левой раздавал их десяткам миллионов страждущих.

При этом, несмотря на антураж, списанный с арабских сказок, адресат финансовой помощи был выбран достаточно четко, ясно и понятно. Как выбирают фокус-группу при проведении исследования на предмет того, широко пойдет новая марка пива или она локализуется в достаточно узком спросовом сегменте. Четкость сегментации удачно сочеталась с широтой охвата: получателями помощи заявлены, во-первых, матери детей от нуля до 3-х лет, во-вторых, матери детей того же возраста, у которых в семье есть второй или третий ребенок, в-третьих, взрослые, желающие взять на воспитание детей, не имевших родителей, и, в-четвертых, матери, которые очень хотели бы иметь второго или третьего ребенка.

Не менее четко в Послании определен и адресат политической поддержки. Лицо, щедрой рукой раздающее миллиарды рублей миллионам избирателей, имеет основания рассчитывать на их поддержку на каких угодно выборах – думских или президентских.

При этом, естественно, важно не терять чувство реальности. Повторяя слова Послания, можно сказать, что «…для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги». И поэтому тут же дается задание «…просчитать обязательства государства» не менее чем на 10 лет вперед. Имея в виду, что по истечении этого срока государство должно будет определиться: изменилась ли в стране экономическая и демографической ситуация или нет.

Под изменением демографической ситуации понимается, вероятно, ожидаемый рост численности российского населения как результат государственной политики. А под изменением экономической ситуации понимается, наверное, качественный скачок в доходах подавляющего числа российских семей, позволяющий обходиться без государственной поддержки. И тогда эту поддержку, с учетом того, что воспроизводство населения идет уже самотеком, можно будет просто отменить. Или произойдет снижение экономических возможностей государства после изменения конъюнктуры рынка, в результате чего поддержку придется отменять (или снижать) вне зависимости от демографической ситуации.

Но это в будущем. А пока можно попробовать подсчитать, во сколько обойдется государственному бюджету предвыборная щедрость президента. Это тем более необходимо, что одновременно в президентском Послании ставится задача проведения ответственной финансовой политики (читай: бездефицитного бюджета и низкой инфляции), и провозглашается намерение ввести конвертируемость рубля прямо с 1 июля текущего года.

Итак, первое предложение Президента (хотя в Послании оно идет где-то пятым по счету, но с точки зрения логики процесса воспроизводства населения должно быть в самом начале) – это увеличение стоимости родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тыс. рублей. С учетом того, что ежегодно у нас рождается около 1,5 млн детей, расходы государственного бюджета по первому виду сертификатов должны вырасти на 18 млрд руб., а по второму виду сертификата – на 36 млрд руб. Итого улучшение предродового обслуживания и самих родов обойдется в 54 млрд руб.

Второе предложение – это компенсация потери доходов женщинам, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии – по уходу за ребенком. Они, по мнению президента, должны получать за счет государства не менее 40% от прежнего заработка. Правда, несмотря на весь гуманизм этого предложения, реализовать его будет трудновато. Многие из работающих женщин получают фактически недекларируемые доходы (небезызвестный «черный нал»), а официально расписываются только за рублевую заработную плату – в пределах прожиточного минимума. Который у нас сейчас очень невелик, ну а 40% от него – это вообще жалкие копейки. Поэтому в Послании специально оговаривается, что сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина. Для тех же женщин, которые декларируют серьезные доходы, предложено установить потолок выплат.

Теперь можно перейти к третьему предложению – поднять пособие на детей, которое выплачивается матери ребенка, ранее не работавшей, в течение полутора лет после его рождения с нынешних 700 до 1,5 тыс. рублей, а при рождении второго ребенка – до 3 тыс. рублей ежемесячно. Здесь, для вычисления минимальных расходов государства, мы включим в число претенденток на пособие всех рожениц, как работавших и получавших недекларируемые доходы, так и не работавших. При рождении около 1,5 млн детей расходы государственного Фонда социального страхования, из которого, судя по всему, будут производиться эти выплаты, возрастут с 1,5 млрд рублей в месяц не менее, чем до 3,4 млрд рублей. Или, в годовом исчислении, с 18 млрд рублей до 40 млрд рублей. Далее, если часть семей соблазнится президентскими обещаниями и решит завести второго ребенка, и таких семей, предположим, будет одна треть от тех, у кого уже есть один ребенок, то тогда прирост рождаемости составит 500 тыс. детей. А прирост расходов социального фонда, соответственно – 27 млрд руб. в год. Итого, прирост расходов по второму и третьему предложению составит не менее 67 млрд рублей в год.

Еще два президентских предложения – компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание и выплаты семьям, которые будут брать на воспитание детей из интернатов, – мы пропускаем, так как не беремся с точностью подсчитать, во что они обойдутся бюджету. Но вот последнее предложение заслуживает самого большого внимания, так как требует очень больших затрат. Оно состоит в том, что государство должно предоставить женщине, рождающей второго ребенка, так называемый первичный материнский капитал. Этот капитал, размер которого предполагается сделать не меньше 250 тысяч рублей и ежегодно индексировать в зависимости от инфляции, может быть или вложен в приобретение жилья (видимо, в качестве первого взноса по ипотеке), или направлен на финансирование образования ребенка, или положен матерью на свой накопительный пенсионный счет. Исходя из нашего предположения, что число «вторых» детей будет составлять где-то одну треть от «первых», то есть 500 тысяч человек, ежегодный государственный взнос на формирование первичного материнского капитала составит 125 млрд рублей. И, если официальные показатели инфляции будут находиться в пределах 10% в год, то еще 12,5 млрд руб. надо будет добавлять на индексацию этого капитала.

Итак, предвыборный «социальный пакет», предложенный президентом, тянет на 250-260 млрд руб. в год. В принципе, это не так много, особенно при современном состоянии российских государственных финансов. Правда, каков будет демографический эффект от его применения, предсказать невозможно – опыт развитых стран говорит о том, что он будет минимальным, но в нашей ситуации глобального «перехода» все может сработать и иначе. В конце концов, 250 тыс. руб. стартового капитала – сумма очень привлекательная.

Лучше бы, конечно, адресаты-матери не услышали другую часть послания, – вероятно, адресованную отцам – рассказывающую о необходимости не только поддержать гонку вооружений на новом ее витке, но и сохранить практику обязательного призыва в армию.

В любом случае раздача бюджетных денег непосредственно гражданам гораздо лучше, чем замораживание их в Стабилизационном фонде и тем более – в незавершенном капитальном строительстве.

Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).